Форум "Мы - вместе!"
Форум "Мы - вместе!"
Позвольте себе оставаться собой, а другим людям - другими!

  Добро пожаловать! Ознакомтесь с важной информацией!
  Информация для благотворителей. Ваша помощь очень нужна!
 

Вернуться   Форум "Мы - вместе!" > Общий раздел > Электростальская городская общественная организация молодых инвалидов "Мы - вместе!"
Портал "Мы - вместе" Добавить новость Статьи Добавить статью Файлы Наши друзья
Регистрация Справка Пользователи Календарь Аркады Все разделы прочитаны

Электростальская городская общественная организация молодых инвалидов "Мы - вместе!" (ЭГООМИ "Мы - вместе!")
Сайт: http://we.ihope.ru

Ответ
Опции темы Опции просмотра
Старый 04.01.2006, 21:22   #1
Игорь
Администратор

Гуру
 
Аватар для Игорь
 
Simon Champion!
Регистрация: 19.03.2004
Адрес: город Электросталь Московской области.
Возраст: 64
Сообщения: 2,648
Вы сказали Спасибо: 171
Поблагодарили 373 раз(а) в 267 сообщениях
Вес репутации: 20Игорь уже знаменитостьИгорь уже знаменитостьИгорь уже знаменитостьИгорь уже знаменитостьИгорь уже знаменитость
Инвалиды: язык и этикет.

Эта брошюра подготовлена региональной общественной организацией инвалидов «Перспектива» в рамках проекта «Внедрение идей независимой жизни инвалидов в России». Проект осуществлялся в 1999-2000 гг. при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса), Россия.

РООИ «Перспектива»
2000 год

Инвалиды: язык и этикет.

Основная задача этой брошюры - привлечь Ваше внимание к лексике, которую предпочитают использовать инвалиды, когда речь идет о них.

Дело не только в том, что корректный язык помогает формировать их позитивный образ, но и в том, что некоторые привычные всем слова, понятия и фразы, по сути своей, - ярлыки и оскорбительные стереотипы. То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. Даже если мы считаем себя воспитанными людьми, не лишним будет прислушаться к рекомендациям, - что желательно учитывать при общении с людьми, имеющими те или иные виды инвалидности.

Это - не правила (не нужно думать, что инвалиды требуют какого-то специального обхождения), а всего лишь рекомендации, которые, надеемся, помогут нам наладить контакты и снять неловкость, неизбежно возникающую, когда мы впервые встречаемся с чем-то для нас незнакомым. Эти рекомендации могут пригодиться всем, но, в первую очередь, они адресованы людям, время от времени сталкивающимся по роду своей деятельности с инвалидами: журналистам, работникам сферы обслуживания, гостиниц, аэропортов, вокзалов, ресторанов, водителям...

Мы хотели бы, чтобы эта брошюра помогла нам создать в своей стране общество, где все люди имеют равные возможности и находятся в равных условиях, где люди, чем-то отличающиеся от большинства, не подвергаются дискриминации, основанной на стереотипах и проявляющейся в словах и действиях.

Как и другие меньшинства, права которых ущемляются большинством, инвалиды чувствительны к словам, усугубляющим их положение. Для того чтобы изменить его, инвалиды в странах, где движение инвалидов стало активным, пропагандируют собственные определения и понятия, которые не вызывают жалости и других негативных ассоциаций.

В России этот процесс только набирает силу. Например, еще очень часто в прессе можно встретить слово «калека». Это слово «режет глаз», мы чувствуем неловкость оттого, что его напечатали. Однако английский аналог уже вполне «годен для употребления» - его вновь ввели в обращения сами инвалиды, которые считают, что это слово верное.

У нас же пока еще не прижилась политически корректная терминология, которая предполагает уважительное обращение ко всем людям. Данная брошюра - наш вклад в становление этой терминологии. Изначально она была составлена на основе американских и британских источников. В частности, мы использовали рекомендации для работодателей, разработанные на британском форуме по проблемам трудоустройства инвалидов (Disability Etiquette. Employers' Forum on Disability, 1996) и в Дербиширском Центре Интегрированной жизни (DCIL), а также рекомендации, разработанные американскими организациями для государственных служащих.

К тому же, перед публикацией мы консультировались с нашими коллегами из организаций инвалидов: Всероссийского общества инвалидов, организаций «Равенство» (Самара), «Инватур» (Нижний Новгород), «Танюша» (Тверь), «Душа человека» (Москва), Московской Ассоциации родителей детей с нарушением слуха, Московского общества рассеянного склероза, организации «Родители инвалидов по зрению, Новосибирской региональной библиотеки для незрячих и слабовидящих».

Кроме того, при составлении этой брошюры мы пользовались сборником "Как общаться с инвалидами", выпущенным в 1992 г. журналом "Преодоление", статьями А. Графова «Что нужно знать слепым и зрячим при взаимных контактах» (Новосибирск, 1992) и «О прописных истинах общения слепых и зрячих» (Журнал ВОС «Наша жизнь», №4-5, 1998, с. 31).

В процессе работы брошюра была существенно изменена и расширена.

Пользуясь случаем, выражаем всем искреннюю благодарность за помощь. Отдельное спасибо за полезные замечания всем сотрудникам «Перспективы» и Л. Индолеву.

* * *
Международное движение за права инвалидов считает наиболее правильным следующее понятие инвалидности: «Инвалидность - препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни».

Таким образом, инвалидность - одна из форм социального неравенства. Она - социальное, а не медицинское понятие. А в контексте социальной модели инвалидности логично и вполне уместно использовать соответствующую терминологию.


Рекомендуем: когда вы говорите или пишете об инвалидах, используйте слова и понятия, не создающие стереотипы, и избегайте слова и понятия, создающие стереотипы (ниже они подчеркнуты):

1. Инвалид, человек, имеющий инвалидность, человек с ограниченными возможностями, человек с ограниченными функциями. ■■■ Больной, калека, искалеченный, деформированный, неполноценный, дефективный.

2. Не инвалид - обычный, типичный человек. ■■■ Нормальный, здоровый (при сравнении с инвалидом).

3. Человек, использующий инвалидную коляску. ■■■ Прикованный к инвалидной коляске.

4. Врожденная инвалидность, инвалид с детства. ■■■ Врожденный дефект, несчастье.

5. Имеет ДЦП (или другое). ■■■ Страдает ДЦП (или другим).

6. Перенес полиомиелит, имеет инвалидность в результате полиомиелита, человек, который перенес болезнь, пережил болезнь, стал инвалидом в результате полиомиелита. ■■■ Страдает от полиомиелита, от последствий полиомиелита, жертва полиомиелита.

7. Умственно отсталый человек (только для взрослых). ■■■ Отсталый, умственно неполноценный.

8. Ребенок с задержкой в развитии, медленно обучаемый ребенок, человек с задержкой в развитии. ■■■ "Тормоз", слабоумный.

9. Человек с синдромом Дауна. Ребенок (дети) с синдромом Дауна. ■■■ "Даун","монголоид", даунята.

10. Человек с эпилепсией. Люди, подверженные припадкам. Люди, подверженные эпилептическим припадкам. ■■■ Эпилептик, припадочный.

11. Душевнобольные люди. Люди с психиатрическими проблемами. Люди с душевным или эмоциональным расстройством. ■■■ Сумасшедший, псих.

12. Слепой (незрячий, невидящий) человек, слабовидящий человек. Человек с нарушением слуха. Глухой человек, слабослышащий человек, человек (ребенок) с остатками слуха. ■■■ Слепой, как крот. Совершенно слепой. Глухонемой. Глухой, как пень. Тугоухий.

13. Человек с трудностями в общении. Человек, имеющий инвалидность с затруднениями в речи. ■■■ Немой.

Почему так говорить нельзя?

Некоторые слова, перечисленные в группе «избегайте», таких вопросов не вызывают. Очевидно, что, назвав человека «тормозом» или «дефективным», вы оскорбите его. Однако, другие слова и обороты стали вполне привычными. Почему же мы считаем, что они оскорбительны и не рекомендуем пользоваться ими в речи?

Для того, чтобы было понятно, мы хотели бы показать вам результаты нашего исследования. На пяти семинарах, в которых участвовали люди с различными формами инвалидности из более чем 20 регионов России, мы предлагали написать, какие чувства и ассоциации вызывает у них то или иное слово и выражение.

Вот типичные примеры, которые мы выбрали из более чем 120 ответов:
• Очень распространенное выражение «прикован к коляске» - «обреченность», «цепи».
• Слова глухой, немой - невозможность общения, контакта.
• Больной - значит, надо лечить.
• Слова глухой, паралитик, неполноценный, безрукий, больной - вызывают сочувствие и жалость.
• Брезгливость вызывают слова калека, слабоумный, даун.
• Псих, слабоумный, ненормальный, шизик связаны с непредсказуемостью, опасностью и, как следствие, вызывают страх. Такие обобщения воспитанные люди избегают в любых обстоятельствах.

Выражения человек с ограниченными возможностями, человек на коляске, человек с травмой позвоночника, человек с инвалидностью, незрячий - вызывают вполне нейтральные ассоциации.

Слово инвалид вызывает различные чувства, но в целом, большинство людей считает его приемлемым.

Некоторые из оборотов кажутся, на первый взгляд, надуманными и нелепыми. Скорее всего, в повседневной речи не будет широко использоваться «человек с ограниченными возможностями». Во-первых, этот оборот слишком длинный, неуклюжий, а, во-вторых, не точный: по большому счету, возможности любого человека в той или иной степени ограничены. Точно так же люди вряд ли будут употреблять в устной речи «человек, имеющий душевные расстройства» или «человек, испытывающий трудности при передвижении».

С другой стороны, есть сленг, которым пользуются инвалиды, общаясь между собой. Они считают нормальным употребление таких слов, как «опорник», «спинальник», «шейник», «колясочник». Однако вряд ли можно ожидать, что эти выражения смогут употребляться широко и станут понятны широкой публике.

Еще одно, на что нужно обратить внимание: выбирая слова и выражения, следует избегать стереотипов. "Жертвы" - это излишне драматический образ вечно несчастного и беспомощного человека. "Герой", который, "несмотря на что-то", "преодолел" и ведет "нормальную" жизнь - тоже очень распространенный образ. Создавая его в таком ключе, автор незаметно впадает в покровительственный тон. Кроме того, помните, что, стремясь к аккуратности и корректности, нужно избегать обобщений и предположений. Не стесняйтесь спрашивать, как будет правильнее, у самих инвалидов.

Мы понимаем, что многие из читателей не согласятся с какими-либо из предложенных вариантов. Уже несколько лет, например, одни принципиально употребляют выражение «человек с ограниченными возможностями», а другие считают, что слово «инвалид» - гораздо более подходящее. Многие говорили нам, что можно употреблять любое слово, важнее изменить стереотипы, которые существуют вокруг него. Корректная русская терминология по отношению к инвалидам складывается только сейчас. Возможно, у Вас есть свои предложения и комментарии. Ждем ваших откликов.

Наша речь связана с этикетом. Но, даже используя корректные выражения, можно поставить в неловкое поло-жение и себя, и вашего собеседника, если не принимать во внимание некоторые нюансы, связанные с его инвалидностью. Когда не знаешь, как правильно себя вести, чувствуешь себя неловко и скованно. Мы хотим помочь вам избежать этого и предлагаем рекомендации, написанные инвалидами на основании своего собственного опыта.

Истина, которая, наверное, покажется очевидной в какой-либо другой стране: если вы видите инвалида на улице -это совершенно не означает, что он вышел туда просить милостыню. Не нужно проявлять излишнюю сердобольность и навязчивое сочувствие: то, что Вы изначально не видите в нем равного себе - оскорбительно.

10 общих правил этикета.

Эти 10 правил используются работниками общественных служб США. Они составлены Карен Мейер, Национальный Центр Доступности США.

1. Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

2. Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку - даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку - правую или левую, что вполне допустимо.

3. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь и назвать себя.

4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.

5. Обращайтесь со взрослыми инвалидами как со взрослыми. Обращайтесь к ним по имени и на ты, только если вы хорошо знакомы.

6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске - то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе, и это тоже раздражает. Инвалидная коляска - это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.

7. Когда Вы разговариваете с человеком, испьпывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам - понять его.

8. Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать.

9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто это может, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего (еда, сигареты, руки) не мешало.

10. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав "Увидимся" или "Вы сльппали об этом...?" тому, кто не может видеть или слышать.

Теперь предлагаем вам обратить внимание на некоторые особенности при общении с людьми, имеющими тот или иной вид инвалидности (глухим, слепым, передвигающимся с помощью инвалидной коляски и т.п.).

Люди, испытывающие трудности при передвижении.

Помните, что инвалидная коляска - неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без разрешения - то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.

Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.

Если Ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.

Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.

Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры, и как их можно устранить.

Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.

Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором Вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.

Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек заранее имел возможность принимать решения.

Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.

Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской - это трагедия. Это способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.

Люди с плохим зрением и незрячие.

Нарушение зрения имеет много степеней. Человек может быть полностью слепым или плохо видеть. Полностью слепых людей всего около 10 %, остальные люди имеют остаточное зрение, могут рахличать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других - слабое прямое при хорошем периферическом. Все это надо выяснить и учитывать при общении.

Всегда выясняйте, в какой форме человек хочет получить информацию: Брайль, крупный шрифт, дискета, аудиокассета. Если у вас нет возможности перевести информацию в нужный формат, отдайте ее в том виде, в котором она есть -это лучше, чем ничего.

Если Вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если Вас об этом не попросят.

Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.

Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как Вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой. Не обижайтесь, если Вашу помощь отклонили.

Опишите коротко, где Вы находитесь. Например: "В центре зала, примерно в шести шагах от Вас, стоит стол." Или: "Слева от двери, как заходишь, - кофейный столик." Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п. Обратите внимание на наличие бьющихся предметов.

Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Учтите, однако, что не всем это нравится. Делитесь увиденным.

Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как к обычным домашним животным. Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.

Не отнимайте и не стискивайте трость человека.

Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он Вас не видит, а не к его зрячему компаньону.

Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если Вы хотите пожать руку, скажите об этом.

Когда Вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник.

Если вы знакомите его с незнакомым предметом, не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если Вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.

Когда Вы общаетесь с группой незрячих людей, не забудьте каждый раз называть того, ккому Вы обращаетесь.

Не заставляйте Вашего собеседника вещать в пустоту: если Вы перемещаетесь, предупредите его.

Вполне нормально употреблять выражение «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.

Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде: «ста-ан находится где-то там на столе, это поблизости от вас ...». Старайтесь быть точным: «Стакан посередине стола», «Стул справа от вас». Пытайтесь облечь в слова мимику и жесты.

Если Вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.

При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего человека не закладывайте руки назад - это неудобно.

Люди с нарушением слуха.

Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него.

Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.

Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно, существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если Вы не знаете, какой предпочесть, спросите у них.

Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите немного более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.

Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его (ее) по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека за руку или плечо или же помахать рукой.

Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо.

Если Вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Используйте жесты.

Убедитесь, что Вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли Вас собеседник.

Если Вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.

Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться. Не говорите: "Ладно, это неважно..." Сообщения должны быть простыми.

Не забывайте о среде, которая Вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.

Не меняйте тему разговора без предупреждения. Используйте переходные фразы вроде: "Хорошо, теперь нам нужно обсудить..."

Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если Ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил. Помните:
• Что только три из десяти слов хорошо прочитываются.
• Нужно смотреть в лицо собеседника и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов.
• Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

Люди с задержкой в развитии и проблемами общения.

Используйте доступный язык, выражайтесь точно ипо делу. Избегайте словесных штампов и образных выражений, если только вы не уверены в том, что Ваш собеседник с ними знаком.

Не говорите "свысока". Не думайте, что Вас не поймут.

Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все "по шагам". Дайте возможность Вашему собеседнику обыграть каждый шаг после того, как Вы ему все объяснили.

Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек.

Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если Вас с первого раза не поняли.

Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как Вы бы обращались с любым другим. В беседе обсуждайте те же темы, какие вы обсуждаете с другими людьми, например, планы на выходные, отпуск, погода, последние события.

Обращайтесь непосредственно к человеку.

Помните, что люди с задержкой в развитии дееспособны и могут подписывать документы, контракты, голосовать, давать согласие на медицинскую помощь и т.д.

Если это необходимо, можете записать свое сообщение или предложение на бумаге, предложите Вашему собеседнику обсудить его с другом или семьей. В записке укажите свой номер телефона, предложите обсудить это при следующей встрече.

Люди с психиатрическими проблемами.

Психические нарушения - не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый и изменчивый взгляд на мир.

Не надо думать, что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении.

Обращайтесь с людьми с психическими нарушениями как с личностями. Не нужно делать преждевременных выводов на основании опыта общения с другими людьми с такой же формой инвалидности.

Не следует думать, что люди с психическими нарушениями более других склонны к насилию. Это миф. Если Вы дружелюбны, они будут чувствовать себя спокойно.

Неверно, что люди с психическими нарушениями всегда принимают или должны принимать лекарства.

Неверно, что люди с психическими нарушениями не могут подписывать документы или давать согласие на лечение. Они, как правило, признаются дееспособными.

Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей.

Неверно, что люди с психическими нарушениями не способны работать. Они могут выполнять множество обязанностей, которые требуют определенных навыков и способностей.

Не думайте, что люди с психическими нарушениями не знают, что для них хорошо, а что - плохо.

Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его спокойно, что Вы можете сделать, чтобы помочь ему.

Не думайте, что человек с психическими нарушениями не может справиться со стрессом.

Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас есть для этого основания.

Люди, испытывающие затруднения в речи.

Не игнорируйте людей, которым трудно говорить, потому что понять их - в Ваших интересах.

Не перебивайте и не поправляйте человека, который испьггывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль.

Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у вас больше времени. Если вы спешите, лучше, извинившись, договоритесь о другом, более свободном времени.

Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт. Отдайте этой беседе все Ваше внимание.

Не думайте, что затруднения в речи - показатель низкого уровня интеллекта человека.

Если человека с затрудненной речью сопровождает другой человек, не адресуйте Ваши вопросы, комментарии или просьбы компаньону.

Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.

Не притворяйтесь, если Вы не поняли, что Вам сказали. Повторите то, как Вы поняли, и реакция собеседника Вам поможет. Не стесняйтесь переспросить то, что Вы не поняли. Если Вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.

Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.

Не думайте, что человек, испытывающий затруднения в речи, не может понять Вас.

Не играйте с чужими голосовыми приспособлениями, поскольку они - личная принадлежность человека.

Если у Вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли Ваш собеседник использовать другой способ - написать, напечатать.

Люди с гиперкинезами (спастикой).

Гиперкинезы - непроизвольные движения тела или конечностей, которые обычно свойственны людям с детским церебральным параличом (ДЦП). Непроизвольные движения могут возникать также у людей с повреждением спинного мозга.

Если вы видите человека с гиперкинезами, не следует явно обращать внимание на него.

При разговоре не отвлекайтесь на непроизвольные движения Вашего собеседника, потому что невольно можете пропустить что-то важное, и тогда вы оба окажитесь в неловком положении.

Предлагайте помощь ненавязчиво, не привлекая всеобщего внимания.
Перед тем, как сесть за стол с человеком с гиперкинезами, поинтересуйтесь, какая сервировка ему удобна. Ему может понадобиться соломинка, глубокая или, наоборот, мелкая тарелка, низкая или высокая чашка и так далее.

Если в магазине человек с гиперкинезами попросил Вас достать его кошелек и расплатиться или положить покупки ему в сумку, не бойтесь выполнить эту просьбу. При этом не нужно расплачиваться за него. То же самое, если Вас попросили набрать телефонный номер - при этом совершенно необязательно вставлять в аппарат свою телефонную карту.

В транспорте: при входе в автобус (троллейбус, трамвай), прежде чем предложить свою помощь, спросите, нужна ли она. Некоторым людям помощь посторонних только мешает. Уступая место, не настаивайте, если человек отказался.

Если Вы покупаете билеты в кино или театр для человека или людей с гиперкинезами, выбирайте такие места, где они не будут мешать другим зрителям непроизвольными движениями. Если таких мест нет, нужно договориться с администрацией о дополнительных местах в проходе.

Не бойтесь противоречить человеку с гиперкинезами, боясь его разволновать. Позиция «только не волнуйся», «ладно», приведет к потере времени и нервов. Спокойно излагайте свои аргументы, даже если видите, что Ваш собеседник нервничает.

При гиперкинезах встречаются также затруднения в речи. В данном случае советуем прислушаться к рекомендациям, изложенным в разделе «Люди с затруднениями в речи».

И, наконец...

Не смущайтесь столь обширному списку того, что правильно, а что неправильно. Если сомневаетесь, рассчитывайте на свой здравый смысл и способность к сочувствию. Будьте спокойны и доброжелательны.

Если не знаете, что делать, спросите об этом своего собеседника. Не бойтесь задеть его этим - ведь Вы показываете, что искренне заинтересованы в общении. Если Вы стремитесь быть понятым - Вас поймут.

Не бойтесь шутить. Шутка, тактичная и уместная, только поможет Вам наладить общение и разрядить обстановку.

Относитесь к другому человеку, как к себе самому, точно так же его уважайте, и тогда все будет хорошо.

Желаем вам успехов!

* * *
Возможно, Вы захотите добавить что-то свое к этому списку рекомендаций или предложить для обсуждения новые термины и понятия. Мы будем рады получить ваши отзывы.
__________________
Как ты хочешь, чтоб с тобой поступали люди, - так и ты поступай с ними!!!
________________
Внимание!!! Важная информация портала "Мы - вместе!" - не упустите!!!
________________
Ура!!! Итоги конкурса "Золотая Паутина Подмосковья 2007" - наш форум в призерах!!!
________________
http://we.ihope.ru/help.shtml - Электростальская городская общественная организация молодых инвалидов "Мы - вместе!" с благодарностью принимает пожертвования. Любая Ваша помощь очень нужна!
Игорь вне форума   Ответить с цитированием
Старый 05.01.2006, 02:05   #2
Cat


Амазонка
Гуру
 
Аватар для Cat
 

Регистрация: 06.04.2004
Адрес: Электросталь
Возраст: 47
Сообщения: 4,015
Вы сказали Спасибо: 525
Поблагодарили 271 раз(а) в 230 сообщениях
Вес репутации: 15Cat на подъеме
Людям которые уважают друг друга, нужно напоминать об этике общения?
Краткие тезисы Декларации независимости инвалида читайте ЗДЕСЬ, там все написано...
__________________
"..Ты - кошка,
которая гуляет сама по себе. ..."(с)


"Так уж вышло - не крестись -
Когти золотом ковать,
Был котенок - станет рысь,
Мягко стелет, жестко спать!"
Мельница (с)

" ...ты свободен, ты вправе жить здесь и сейчас так, как тебе велит твое "я", твое истинное "я", и ничто не может тебе помешать."
Джонатан чайка. (с)

"... И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца"
Борис Пастернак (с)
Cat вне форума   Ответить с цитированием
Старый 05.01.2006, 02:35   #3
Павел
Пользователь
Поклонник
 

Регистрация: 28.03.2004
Возраст: 48
Сообщения: 93
Вы сказали Спасибо: 0
Поблагодарили 15 раз(а) в 11 сообщениях
Вес репутации: 0Павел пока в норме
Весьма хорошие правила, которые полезны при общении, т.к. многие просто не знают, что делать и как поступать. Ну может слегка разбавленные штатовскими заморочками ("политкорректностью").
Павел вне форума   Ответить с цитированием
Старый 05.01.2006, 05:16   #4
Grifon63
Пользователь
Сочувствующий
 

Регистрация: 06.08.2005
Возраст: 61
Сообщения: 21
Вы сказали Спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0Grifon63 пока в норме
Цитата:
Сообщение от Павел
Весьма хорошие правила, которые полезны при общении, т.к. многие просто не знают, что делать и как поступать. Ну может слегка разбавленные штатовскими заморочками ("политкорректностью").

Это будет полезно не только здоровым и инвалидам тоже.
И этому всему надо учить с детства.
Вот что бы ещё хотелось бы добавить
Здоровый человек всегда должен помнить о том, что он в любой момент на месте инвалида….
Grifon63 вне форума   Ответить с цитированием
Старый 05.01.2006, 06:19   #5
Хрустальная гора
Пользователь
Гуру
 
Аватар для Хрустальная гора
 

Регистрация: 23.03.2004
Адрес: Электросталь
Возраст: 47
Сообщения: 2,141
Вы сказали Спасибо: 320
Поблагодарили 329 раз(а) в 239 сообщениях
Вес репутации: 13Хрустальная гора имеет хорошую репутацию
Становятся, каждый день становятся... Все время кто-то падает, разбивается и т. д.
__________________
Завтрашний день будет потом.
Все, что нам нужно, нам нужно сейчас!
Время горит ясным огнем.
Остановите нас!
Хрустальная гора вне форума   Ответить с цитированием
Старый 05.01.2006, 12:28   #6
Игорь
Администратор

Гуру
 
Аватар для Игорь
 
Simon Champion!
Регистрация: 19.03.2004
Адрес: город Электросталь Московской области.
Возраст: 64
Сообщения: 2,648
Вы сказали Спасибо: 171
Поблагодарили 373 раз(а) в 267 сообщениях
Вес репутации: 20Игорь уже знаменитостьИгорь уже знаменитостьИгорь уже знаменитостьИгорь уже знаменитостьИгорь уже знаменитость
Цитата:
Сообщение от Cat
Людям которые уважают друг друга, нужно напоминать об этике общения?
Краткие тезисы Декларации независимости инвалида читайте ЗДЕСЬ, там все понятно написано...
Об этике общения с инвалидами желательно знать всем людям, сталкивающимся с инвалидами случайно или по роду своей деятельности. Цитирую: "Это - не правила (не нужно думать, что инвалиды требуют какого-то специального обхождения), а всего лишь рекомендации, которые, надеемся, помогут нам наладить контакты и снять неловкость, неизбежно возникающую, когда мы впервые встречаемся с чем-то для нас незнакомым. Эти рекомендации могут пригодиться всем, но, в первую очередь, они адресованы людям, время от времени сталкивающимся по роду своей деятельности с инвалидами: журналистам, работникам сферы обслуживания, гостиниц, аэропортов, вокзалов, ресторанов, водителям..."

В брошюре "Инвалиды: язык и этикет" активную поддержку нашла ультрасовременная социальная модель инвалидности. Цитирую: "Международное движение за права инвалидов считает наиболее правильным следующее понятие инвалидности: «Инвалидность - препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни». Таким образом, инвалидность - одна из форм социального неравенства. Она - социальное, а не медицинское понятие."

Краткие тезисы Декларации независимости инвалида великолепны. Но в брошюре "Инвалиды: язык и этикет" описана специфика общения с людьми, имеющими различные типы инвалидности, а также отражено мнение российских инвалидов и их организаций о том, как следует общаться с инвалидами. Это немаловажно. Этого нет в Кратких тезисах Декларации независимости инвалида. Спасибо авторам брошюры "Инвалиды: язык и этикет" за интересный материал. Эта брошюра действительно поможет нам создать в России общество, где все люди имеют равные возможности и находятся в равных условиях, где люди, чем-то отличающиеся от большинства, не подвергаются дискриминации, основанной на стереотипах и проявляющейся в словах и действиях...
__________________
Как ты хочешь, чтоб с тобой поступали люди, - так и ты поступай с ними!!!
________________
Внимание!!! Важная информация портала "Мы - вместе!" - не упустите!!!
________________
Ура!!! Итоги конкурса "Золотая Паутина Подмосковья 2007" - наш форум в призерах!!!
________________
http://we.ihope.ru/help.shtml - Электростальская городская общественная организация молодых инвалидов "Мы - вместе!" с благодарностью принимает пожертвования. Любая Ваша помощь очень нужна!
Игорь вне форума   Ответить с цитированием
Старый 05.01.2006, 19:39   #7
Irina
Пользователь
Энтузиаст
 

Регистрация: 21.03.2004
Возраст: 45
Сообщения: 150
Вы сказали Спасибо: 0
Поблагодарили 5 раз(а) в 5 сообщениях
Вес репутации: 0Irina пока в норме
Эти правила хорошего тона нужны, всем иногда мы не знаем как себя вести в той или иной ситуации и оказываемся в смешных ситуациях
Irina вне форума   Ответить с цитированием
Старый 28.01.2011, 21:59   #8
Владимир Бейбулатов
Пользователь
Новичок
 

Регистрация: 27.01.2011
Сообщения: 3
Вы сказали Спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0Владимир Бейбулатов на подъеме
Есть люди, которые считают некоторых из нас инвалидами. Тот, кто думает, что есть инвалиды и вешает такой ярлык на человека, тот совершает серьёзную ошибку, но этому есть объяснение.
Это общество выдумало этот термин инвалид, что бы не дать людям вернуться в равновестное, привычное для них состояние,
состояние любви. В отличие от простых людей есть ОСОБЕННЫЕ ЛЮДИ. У природы нет ошибок. Они созданы природой для того,
что бы растопить лёд людских сердец. Именно поэтому такие особенные люди и появляются, потому что мы ненавидим друг
друга и природа просто действует в таких случаях. Или она возвращает всё в равновесное состояние (все люди любят
друг друга) или просто уничтожает источник проблемы, то есть нас людей. Если люди называют особенных людей инвалидами
и отводят глаза, когда видят их, то они просто закрывают себе путь к спасению.

PS: я простой человек, я не особенный
Владимир Бейбулатов вне форума   Ответить с цитированием
Старый 16.02.2011, 22:27   #9
Костя
Пользователь
Завсегдатай
 
Аватар для Костя
 

Регистрация: 15.07.2005
Адрес: Оренбург
Возраст: 37
Сообщения: 473
Вы сказали Спасибо: 129
Поблагодарили 56 раз(а) в 44 сообщениях
Вес репутации: 11Костя скоро станет знаменитостью
Цитата:
Сообщение от Владимир Бейбулатов Посмотреть сообщение
ОСОБЕННЫЕ ЛЮДИ. У природы нет ошибок. Они созданы природой для того,
что бы растопить лёд людских сердец. Именно поэтому такие особенные люди и появляются, потому что мы ненавидим друг
друга и природа просто действует в таких случаях. Или она возвращает всё в равновесное состояние (все люди любят
друг друга) или просто уничтожает источник проблемы, то есть нас людей. Если люди называют особенных людей инвалидами
и отводят глаза, когда видят их, то они просто закрывают себе путь к спасению.

PS: я простой человек, я не особенный
Не согласен с автором этого сообщение исходя из него выходит так, что когда мы-инвалиды топим лёд в сердцах нормальных людей мы тем самым неосознано замораживаем свои сердца из-за непонимания и безразличия по отношению к нам тех же нормальных людей

Добавлено через 2 минуты
очень хорошии рекомендации косаемо калясочников вообще в точку

Последний раз редактировалось Костя, 16.02.2011 в 22:27. Причина: Добавлено сообщение
Костя вне форума   Ответить с цитированием
Старый 05.03.2011, 04:40   #10
Владимир Бейбулатов
Пользователь
Новичок
 

Регистрация: 27.01.2011
Сообщения: 3
Вы сказали Спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0Владимир Бейбулатов на подъеме
Цитата:
Сообщение от Костя Посмотреть сообщение
Не согласен с автором этого сообщение исходя из него выходит так, что когда мы-инвалиды топим лёд в сердцах нормальных людей мы тем самым неосознано замораживаем свои сердца из-за непонимания и безразличия по отношению к нам тех же нормальных людей
В сердце нормального человека нечего топить это раз, непонимания и безразличия к другим людям у нормального человека нет это два. Если со стороны других людей есть непонимание и безразличие к другим людям, то от того, что они явно ненормальные. Это отклонение или болезнь называйте как хотите. Лекарство есть у природы и на это и это - особенные люди. Правда действует оно на разных людей по-разному. Кого-то лечит, а кого-то убивает. "Заморозить" своё сердце можно только если плохо воспитан. Это называется негативное отношение к окружающим людям и выражается в отсутсвии открытости в общении, негативном отношении и т.п. таких людей очень просто обнаружить они как правило в других людях сходу видят только недостатки и постоянно критикуют других людей воспринимают их как несостоявшихся личностей и пытаются изменить. (можно и обо мне такое сказать) Вроде как нормально этот вопрос разобран в книге М.Е.Литвак "Если хочешь быть счастливым". Что касательно непонимания и безразличия, то непонимание со стороны других людей это заслуга нашего государства - зачем ему человек, который всё понимает и знает, такими людьми манипулировать невозможно. Безразличие, ну это нормально на самом деле каждый думает только о себе и это природа и даже когда говорит, что что-то делает для других человек всегда делает это для себя и от этого никуда не деться. Для меня надежды больше нет. Нужно жить, то есть реализовывать на практике все свои возможности, а для этого нужно ПОНИМАТЬ себя, людей, общество, государство, природу. Так получилось, что в школе, ПТУ, ВУЗе не учат правильно ПОНИМАТЬ окружающий нас мир придётся делать это самостоятельно.

Последний раз редактировалось Владимир Бейбулатов, 05.03.2011 в 04:58.
Владимир Бейбулатов вне форума   Ответить с цитированием
Ответ


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 
Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете прикреплять файлы
Вы не можете редактировать сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Быстрый переход


Часовой пояс GMT +4, время: 20:14.


vBulletin® 3.6.4, Copyright ©2000-2024, Jelsoft Enterprises Ltd.
Перевод: RSN-TeaM (zCarot)


Форум "Мы - вместе!" желает Вам крепкого здоровья и всех благ!

При использовании материалов форума обязательны ссылки URL на сообщения форума "Мы - вместе!"
Copyright ©2003-2023, ЭГООМИ "Мы - вместе!"

* * *
Пожертвование на уставные цели ЭГООМИ "Мы - вместе!"
сканированием QR-кода в мобильном приложении Банка


* * *



Пожертвование для ЭГООМИ "Мы - вместе!"

* * *