Форум "Мы - вместе!"
Позвольте себе оставаться собой, а другим людям - другими!
Добро пожаловать! Ознакомтесь с важной информацией! Информация для благотворителей. Ваша помощь очень нужна! |
|
Портал "Мы - вместе" | Добавить новость | Статьи | Добавить статью | Файлы | Наши друзья |
Регистрация | Справка | Пользователи | Календарь | Аркады | Все разделы прочитаны |
Качество и независимость жизни инвалидов Межрегиональный клуб общения инвалидов "Мы - вместе!" ( Неофициальный подфорум сайта ЭГООМИ "Мы - вместе!" http://we.ihope.ru ) |
Опции темы | Опции просмотра |
20.06.2005, 13:15 | #1 | ||
Пользователь
Энтузиаст
Регистрация: 17.04.2005
Сообщения: 235
Вы сказали Спасибо: 66 Поблагодарили 58 раз(а) в 42 сообщениях Вес репутации: 11
|
Вот мне друг прислал Статью знакомой журналистки о сакском курорте. Большинству инвалидов он знаком, иногда вживую, иногда понаслышке. По слухам с этого года в Саки соцзащита и ФСС путёвок больше не берут. Можно поехать дикарём, а можно терзаться воспоминаниями
ГОРОД СОЛНЦА Многие из тех, кто впервые оказывается на улицах моего родного города, поначалу чувствуют себя попавшими в юдоль страдания и скорби. Еще бы: столько людей в инвалидных колясках! «Город инвалидов, столица инвалидов» - так называют Саки многочисленные курортники и сами сакчане, так провозглашают его власти. НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ Москвичка Лена ехала сюда в начале апреля с большой неохотой: захолустье, непривычная обстановка, совсем не курортный сезон. А уже через пару недель с тоской думала о предстоящем возвращении домой. И не только она. Тысячи инвалидов именно в Саках впервые ощущают себя полноценными людьми: здесь от людей в колясках не отводят смущенных глаз, на них не смотрят как на ненормальных. (Да! Именно такой эпитет я неоднократно слышала от знакомых спинальников, приехавших в Саки из совершенно разных мест.) Для нас, сакчан, люди в колясках так же привычны и естественны, как обычные прохожие, – просто они иначе передвигаются. На необъятных просторах стран бывшего СССР, пожалуй, только в Саках можно спокойно въехать на инвалидной коляске практически в любой магазин или аптеку, не говоря уже о рынке. Но главное – это счастье живого человеческого общения, которое обретают здесь порой после многолетнего «заточения» в четырех стенах на пятом, а то и двенадцатом этаже московского или харьковского дома. Там, дома, в лучшем случае ждет тесный круг родных. Здесь – обретаются десятки знакомых, завязывается дружба, вспыхивает любовь, рождаются семьи. Вот почему многие ездят сюда ежегодно, десятилетиями подряд (а не только ради чудодейственных сакских грязей, которые, к слову, не всем-то и помогают). «Я вернулась оттуда «как с войны» - к этим словам одной из пациенток, думаю, присоединится большинство спинальников, проходивших лечение в Саках: счастье обретения особого «фронтового» братства смешивается у многих болью расставания. Но при всех преимуществах перед другими городами Саки – это клубок нерешенных проблем и, прежде всего, как ни парадоксально, проблем для инвалидов. Речь не о лечении и обслуживании в санаториях – здесь как раз положительных отзывов гораздо больше. Но вот позволяет ли инфраструктура города в целом говорить о нем как о столице инвалидов? РЕЛЬСЫ С БАРЬЕРАМИ Неприятности для спинальников начинаются еще на железнодорожном вокзале. Вы когда-нибудь видели, как в Саках проходит посадка (или высадка – без разницы) колясочников в поезда дальнего следования? Зрелище не для слабонервных! С низенького перрона людей поднимают по практически отвесным ступеням вагона … на руках. Хорошо, если спинальник субтильного сложения, а если, как москвич Олег Горобец, ростом под два метра? - Это просто ужас, кошмар, какой-то! - делится впечатлениями Олег. - В городе два специализированных санатория, а цивилизованного перрона на станции нет. Скинулись бы, построили, если у города не хватает средств. Ведь на своих территориях фонтаны возводят, а приезжающих на руках носят. Нет, я, конечно, не против, но только не в прямом смысле этого слова. С автобусами опять же проблема: по нескольку человек загружают в допотопный «рафик» - а если нас прибыло больше двадцати? Ведь выпускаются уже автобусы с подъемниками, есть автобусы с низким полом – в них легко заехать на коляске прямо с тротуара. Белорусские, по-моему. Большой салон, можно сразу забрать весь заезд. И потом эта же машина может использоваться для экскурсионных поездок по Крыму – окупится быстро. «Рельсы с барьерами» - метко назвал эти железнодорожные препоны Михаил Сергеев, журналист из Москвы, инвалид первой группы: - Высадка инвалидов в Саках проходит еще довольно спокойно, - рассказывает Сергеев, - оно и понятно: последняя остановка перед конечной Евпаторией, спешить некуда. А вот посадка… До последнего момента ждем, на какой путь прибудет поезд. Объявляют по станции: ко второму перрону. Состояние переходов таково, что без посторонней помощи на коляске их не преодолеть – а нас двадцать. А санитаров двое… Можете себе представить наше настроение. Но вот подходит состав – стоянка поезда… две минуты. Естественно, нервничают все: колясочники, которых явно не успеть погрузить за это время (плюс багаж!), проводники, держащие красные флажки. Прибегает бригадир поезда, просит поторопиться (куда еще быстрее?). Нервные машинисты отпускают тормоза… Из-за такой нервозной обстановки Сергеева прошлым летом уронили при посадке в поезд. Упал едва не под колеса вагона. К счастью, в этот раз обошлось без травм. Но на это он не сетует: - Я обращался с запросами в Министерства транспорта Российское и Украинское соответственно. Кстати, украинский ответ был более обстоятельным, но, увы, отнюдь не положительным: по ряду объективных причин реконструкция перрона в Саках невозможна. Допустим. Но я сам – бывший офицер-транспортник, и мне непонятно, почему нельзя скорректировать расписание стоянок поездов. Почему нельзя оборудовать вокзал погрузчиком, который легко переделать в подъемник для колясок? Уж эти проблемы вовсе не из разряда неразрешимых! ЭХ, ДОРОГИ! Фраза про то, что у нас две беды, уже набила оскомину. Но здесь особый случай: на ухабах и в буераках колясочник рискует в лучшем случае застрять. Что может быть в худшем? Об этом рассказывает Стас Поликарпович из подмосковного города Жуковский: - При всех потугах адаптировать город под колясочников он местами очень неудобен. Нередко используется тротуарная плитка, но её кладут абы как, и потому часто по ней ездить просто страшно, особенно на активных колясках. А сакский асфальт вообще вошёл в инвалидные легенды! - В прошлом году одна моя знакомая шейница попала колесом в выбоину и перевернулась, - продолжает Олег Горобец. – В результате произошел сложный перелом ноги. Вот уже год прошел, а кость не срастается, из-за этого она не может проходить полноценную реабилитацию. Эту выбоину, конечно, заделали, а сколько еще таких?! - Абсурд, но в Саках отсутствует ремонтный сервис для инвалидных колясок. Если запчасти для разнообразных велосипедов на рынке купить можно, то детали для самых распространённых моделей колясок – дефицит пострашнее, чем импортные зимние сапоги в СССР! – продолжает Стас. – А поломки часты. Рассчитывать на квалифицированную помощь нечего – у меня трижды прокалывалась резина, и всегда приходилось просить собратьев-инвалидов помочь, а запчасти я всегда привожу с собой. Есть еще несколько факторов риска того, что инвалид-спинальник может ненароком уехать с курорта еще более травмированным: например, освещение города, которое, как легко догадаться, оставляет желать: «Езжу вечером по аллеям парка с шахтерским фонарем на голове», - подтверждает Сергеев. Кстати, темнота – спутница не только травм, но и криминальных личностей. В семье радушных сакчан тоже не без урода: под покровом ночи на беспомощного спинальника и напасть могут с целью поживиться. Бывало и такое… Еще одна головная боль – улица Курортная: находится она в непосредственной близости от парка и санаториев, в санитарной зоне, о чем красноречиво говорят и «кирпичи» на въезде. Только вот правила дорожного движения здесь абсолютно игнорируются водителями! Летними вечерами на Курортной собирается, без преувеличения, полгорода: поспрашивайте местных и приезжих – вспомнят не один случай, когда лихачи сбивали и пешеходов, и колясочников. Нельзя сказать, что вопросы эти не поднимаются и не решаются вовсе. О них неоднократно говорилось, что-то делается – но в целом воз, а точнее, инвалидная коляска, и ныне там: на выщербленных сакских улицах, угрожающих здоровью. Особенно актуален этот вопрос сейчас, в преддверии курортного сезона и в канун старта полумарафона «Скифский берег». О, СПОРТ, ТЫ… О полумарафоне разговор отдельный, и начать хотелось бы издалека. В начале 80-х Саки гремели на весь Советский Союз: именно здесь стартовали первые инвалидные спартакиады, именно в Саках, в сущности, зародилось инвалидно-спортивное движение. Потом грянула перестройка, а с ней стало не до этого – хорошее дело заглохло. Впрочем, само спортивное движение в Саках не умерло. Уже много лет Виктор Коваленко, Заслуженный работник физкультуры и спорта АР Крым, возглавляет инвалидно-спортивный клуб «Лидер». Его члены – Ольга Крячик, Михаил Кривель, Дмитрий Чумаченко – неоднократные призеры соревнований разных уровней. Но говорить о массовом инвалидно-спортивном движении в Саках не приходится. Да, проводятся соревнования, приглашаются спортклубы из других городов Крыма – но это местечковый уровень. А ведь спорт – это не только прекрасный вид реабилитации для людей с поражениями опорно-двигательного аппарата, но и возможность реализовать себя, показать, что ты можешь, что особенно актуально для инвалидов в нашем обществе, где преодоление всех и всяческих барьеров – норма. В конце концов, спорт – это клуб по интересам, что тоже немаловажно. Правда, в последние несколько лет в этом направлении появились серьезные сдвиги. В июне 2004 г. в Саках прошел полумарафон «Скифский берег», приуроченный ко дню города. Более восьмидесяти участников стартовали в нем: юноши и те, «кому за» (самому старшему марафонцу исполнилось 73!); те, кто вполне здоров, и спортсмены на колясках. Симферополь, Севастополь, Евпатория, Мукачево, Гродно – вот неполный перечень городов, честь которых защищали бегуны. Приехали даже колясочники из Польши. Словом, форум весьма представительный. Нужно было видеть глаза участников и лица болельщиков! - Это было здорово! – рассказывает Виктор Коваленко. – Мы доказали всем: мы можем! Мы не сдаемся и не опускаем рук. В этом году вновь планируем проведение таких соревнований и, надеемся, география его участников станет еще шире. Правда, без достаточной доли дегтя у нас, как всегда, не обходится. Во-первых, у «Лидера» нет достойной спортивной базы: маленький тренировочный зал переоборудован из старого магазина силами спонсоров и нашими собственными – особой оснащенностью он не блещет. Во-вторых, непременным условием забега является наличие спортивной коляски у каждого участника – даже подержанная, она стоит тысячи гривен, а так хочется, чтобы и сакчане выступили достойно. Третье – пресловутые финансы. Да, спонсоры найдутся, но каких усилий это стоит! А ведь такие соревнования – это замечательная реклама курорту, городу! Дистанция полумарафона (напомню, это 21 км) пройдет по аллеям специализированного спинального санатория им. Бурденко – не только потому, что асфальт там в прекрасном состоянии. Пусть забег станет примером для всех пациентов здравницы: боритесь с недугом, побеждайте свою слабость! У Коваленко есть еще одна – заветная! – мечта: организовать пробег на колясках до Берлина. Впрочем, «организовать» не то слово: собрать участников несложно – дай только клич. Все, как всегда, упирается в финансы. Первый этап этого пробега, Саки – Севастополь, был осуществлен Виктором и его соратниками много лет назад. Второй и третий (до Киева и Берлина) так и повис нереализованным проектом. Много обещаний выслушал Коваленко в разгар предвыборной кампании 2002 года, в канун 60-летия Победы – но дело с мертвой точки так и не сдвинулось. Автопробеги стартовали один за другим, а вот пробег на колясках никому не нужен. Оно и понятно: дело более затратное, требует огромной подготовки, да и времени займет немало. С машинами проще и эффектнее пускать пыль в глаза. Хлопотно это – оказать реальную поддержку спортивному движению инвалидов. За державу обидно! ДЕЛО БЫЛО ВЕЧЕРОМ… Вторая часть этой фразы сакчанину близка до боли. Ибо в свободное время делать в Саках действительно нечего. Вячеслав Поляков приезжает в Крым каждый год вот уже на протяжении двадцати восьми лет: «Саки стали для меня вторым домом (а Родиной они были всегда!) – фактически вся вторая половина жизни связана с ними. Это даёт мне право остро переживать за то, что было, есть и будет. Что я наблюдаю? В санатории им. Бурденко крутят фильмы тридцатилетней давности, а в летний театр военного санатория по разнарядке филармонии, как когда-то, уже не приезжают Леоньтев и Понаровская, ибо сегодня они стоят не один бюджет города Саки. Зато только на одном пятачке возле парка выросли три питейных заведения, метрах в двадцати – еще столько же. Такое впечатление, что у сакчан одно развлечение: по выходным, нарядно одевшись, они… идут на рынок, чтобы встретиться там с друзьями, а покупки тут же обмывают в тех самых заведениях. Вообще, количество торговых точек в городе скоро сравняется с численностью населения! Тот факт, что в старом кинотеатре расположились торговые ряды, что вестибюль Дворца культуры арендован под торговый центр, – о многом говорит». И куда податься отдыхающему в свободное от процедур время? В особенности если он не любитель застольно-горячительных забав? Вот и получается, что самые популярные виды отдыха в Саках – море и экскурсионные поездки по Крыму. Но ни то, ни другое людям в колясках практически недоступно. - В городе несколько туристических агентств, но ни в одном не организованы туры для инвалидов-колясочников, – говорит Стас Поликарпович. – Спасибо частнику Юре, который сравнительно недорого возил нас на пляж «Солнышко» и даже на Южный берег, таская при этом на руках в сложных местах. Все мои попытки договориться в турагентствах заканчивались обещаниями. А ведь недорого съездить посмотреть крымские достопримечательности для небогатых отечественных инвалидов, большую часть времени безвылазно сидящих дома, – золотая мечта! Да, проще всего по-быстренькому снять сливки с богатеньких отдыхающих (твердо стоящих на ногах) – ни проблем с транспортом, ни с самими экскурсантами (сами дошагают, куда надо). И не нужно голову ломать над составлением маршрута: на Ласточкино гнездо колясочника не поднимешь – но посмотреть-то он имеет право! Лишь редкие экскурсионные фирмы предлагают свои услуги спинальникам – естественно, за дополнительную плату: приходится выносить инвалида из неприспособленного автобуса, помогать ему проехать в том же Ливадийском или Воронцовском дворце. Если Саки, мягко говоря, не богаты достопримечательностями, то почему не съездить, например, в соседнюю Евпаторию? - Это нереально: в инвалидной столице СНГ общественный транспорт для нас не приспособлен совершенно, - продолжает Стас. – Мой друг из Германии (тоже колясочник), услышав, что я не смог, просто сев на местный автобус, проехать всего шестнадцать километров до Евпатории, был изумлен. У него в городе все автобусы оснащены подъёмниками (и это не преувеличение, а элементарная норма на Западе). Еще одно: приехать в Крым и ни разу не побывать на море – нонсенс! По прямой до берега километра четыре, но проехать на коляске по убитой грунтовке до санатория «Полтава» в одиночку очень рискованно. Была бы нормальная дорога – иное дело. Правда, я часто ездил на море: до пирса в гарнизоне около шести с половиной километров, и дорога приличная. Но… так ни разу и не искупался: нет мест, где можно было бы подъехать к урезу воды. И, тем более, нет даже элементарных приспособлений для купания инвалидов. Отдых в Саках – золотая мечта для многих из нас. Но когда эта мечта сбывается, иногда остаётся горьковатый осадок. В ЗАКЛЮЧЕНИЕ Вспомнились слова Вячеслава Полякова, сказанные об инвалидах: «Мы все плывем в подводной лодке». Да, наша неповоротливая социальная система делает невероятно узким мир «людей с ограниченными физическими возможностями» («модный» нынче канцелярский эвфемизм), и чтобы заявить о себе, инвалидам порой приходится проявлять чудеса гражданского мужества. Наше общество надевает на проблемы инвалидов шапку-невидимку – но от этого они не перестают существовать! Саки – тоже подводная лодка, может, чуть комфортнее (не дизель, а так – атомоход первого поколения). А мне хочется, чтоб он стал гаванью – Городом Солнца (помните мечту великого утописта?), открытым для всех субмарин и открывающим сотни дорог в огромный мир. Здесь есть для этого все – только руки приложить. Но главное – он действительно солнечный, мой Город: солнцем Доброты и Заботы, солнцем обретенной Надежды. Я люблю мой Город. Но хочу им гордиться… P.S. Совсем недавно городу Саки был присвоен статус курорта всеукраинского значения. Какие преимущества это дает городу? Какими будут пути и перспективы развития уникального курорта в аспекте этого события? Об этом – в следующих выпусках… Елена ЯКОВЛЕВА |
||