Показать сообщение отдельно
Старый 22.04.2006, 18:57   #15
Cat


Амазонка
Гуру
 
Аватар для Cat
 

Регистрация: 06.04.2004
Адрес: Электросталь
Возраст: 47
Сообщения: 4,015
Вы сказали Спасибо: 525
Поблагодарили 271 раз(а) в 230 сообщениях
Вес репутации: 15Cat на подъеме
Восклицание Икона "Воскресение — Сошествие во ад"

Воскреcение Сошествие во ад Икона Псков Конец xiv в

Вот одна из самых совершенных икон "Воскресение — Сошествие во ад",
созданная в XIV веке псковским иконописцем.
Сошествие во ад на этой иконе производит впечатление смерча, пронесшегося
над бездной. Фигура Христа — стремительная, легкая и динамичная — цвета
раскаленного железа, светится неземной силою. Сын Божий кончиками пальцев
правой ноги попирает и сокрушает ад.
Развалились на две половинки ворота, сломались и раскрылись замки — все
эти обломки перечислены на иконе. Все они символизируют сокрушительную
катастрофу, постигшую ад.
Каким же представлялся ад верующему человеку Древней Руси? Ад — это
кромешная бездна в основании земли, ворота которой надежно заперты и не
позволяют выйти попавшим туда людям. Но не только. Ад — это страшное
чудовище — "брат дьявола". Ад — это нечто непостижимое и страшное. Как же
изобразить такое? Согласно утвердившейся еще в Византии иконографии, ад на
иконах "Воскресение — Сошествие во ад" обозначается символическим разломом
земли, за которым приоткрываются невидимые тайные адские бездны -мрачное
пространство преисподней.
На псковской иконе XIV века пространству ада отведено не много места. Он
уже как бы и не заслуживает внимания — он уже попран и разрушен и показан
пренебрежительно — почти "между прочим".
Фигура Христа окружена ореолом (мандорла). Этот ореол, первоначально
символизировавший только "славу" — сияние "светоносной благодати", на
многих иконах стал обозначать еще и особое пространство — пространство "не
от мира сего", заполненное "невидимыми" бесплотными ангелами. Эти
"невидимые" ангелы весьма условно, но с неожиданной достоверностью
изображены на иконе.
Таким образом, на иконе представлены сразу три пространства: пространство
"не от мира сего", пространство ада и пространство, в котором находятся
праведники, выведенные Иисусом Христом из ада.
И над всем безраздельно господствует Христос. Сошествие во ад завершает
Его искупительную миссию. Своим вольным страданием и мучительной смертью
на кресте Сын Божий искупил первородный грех прародителей и снял его с их
потомков. Он вывел людей из ада.
Композиция псковской иконы совершенна. Фигуры Христа, Адама и Евы образуют
треугольник. Красное платье Евы и развевающийся лоскут ткани (пола
гиматия) за спиной Христа уравновешиваются красными одеждами двух
праведников слева. Почти физически ощущается всесокрушающая сила,
исходящая от Царя Славы. Пробелы на одежде Христа стремительным потоком
струятся вверх, как языки пламени.
Плавно очерченная фигура Христа — легкая, с очень узкими плечами — не
вызывает впечатления физической силы. Но композиция и цвета иконы таковы,
что сокрушительная мощь Спасителя ощущается сразу же. Сила Иисуса Христа —
не телесная. Его сила — Божественная.
На других иконах события в аду показаны более подробно: ангелы предстают
пред Господом и сокрушают силы адские — дьявола и бесов. А у рухнувших
ворот ждут своего освобождения праведники.
Красный цвет одежд Христа в образе "Воскресение — Сошествие во Ад"
характерен для псковских икон. На иконах московской и новгородской школ
Иисус Христос изображен или в голубом хитоне и синем плаще, или в голубом
плаще и в коричневом хитоне, или в одеждах цвета охры. "Ярость Божия"
обжигает при взгляде на псковские иконы, характерные напряженным
динамизмом. Образы "Воскресение — Сошествие во Ад" других школ передают
это событие мягче.
На московской иконе школы Дионисия (1500-е) величественная фигура Христа
возвышается над поверженным адом. Образ является констатацией уже
свершившегося торжества Сына Божия над силами зла и полон покойной и
возвышенной одухотворенности.
Икона построена так, что ощущается космическое значение Сошествия во ад.
Этому способствует невесомость фигур, как бы парящих в пространстве иконы.
Бирюзовый цвет ореола, окружающего фигуру Христа, противостоит черному
провалу преисподней, как чистое небо — мраку подземелья. И над всем
господствует крест — символ искупительной жертвы Сына Божия и начала
нового времени.
Иконописцу не удалось избежать немного наивной нравоучительности. Впрочем,
во время написания иконы такая нравоучительность была естественной и
воспринималась всерьез. Силы небесные — бесплотные ангелы, заполняющие
славу (мандорлу), окружающую Христа, перечислены поименно. Это "Жизнь",
"Радость", "Разум", "Мудрость", "Истина", "Любовь", "Смирение", "Счастье",
"Чистота". Им противостоят силы зла, олицетворяемые бесами: "Смерть",
"Ненависть", "Неразумье", "Вражда". Бесы поражены молниями, исходящими от
Господа, а их хозяина и властелина — сатану -связывают ангелы.
Для того, чтобы лучше понять иконы Древней Руси, сравним иконы
"Воскресение — Сошествие во Ад" с гравюрой "Христос в преисподней"
великого нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего (середина XVI
века).
Христос в ореоле, напоминающем батисферу, спустился в преисподнюю. Из
раскрытой зубастой пасти ада, не запертой более упавшими воротами, выходят
праведники. Адские чудовища ужасны и противны. Они корчатся в судорогах, и
страдания делают их еще более отвратительными. Однако впечатления, что
происходит великое мировое событие, не возникает.
Поющие и играющие на музыкальных инструментах ангелы "наполняют" ореол,
окружающий Христа, славой. Но силы небесные не борются с силами ада — в
пространстве преисподней на рисунке Брейгеля их просто нет. Фигура Христа
в ореоле — локальна. Впечатления мощи и силы она не производит.
Праведники вышли из пасти ада. Но куда? Нет здесь трех пространств, а лишь
одно — пространство преисподней, и в нем в ореоле славы фигура Христа, за
спиной которого продолжает крутиться адское колесо, переносящее проткнутых
шипами грешников к желобу, откуда они сваливаются в адский котел.
Где же божественный триумф? Вероятно, средствами нарождавшегося в Европе
реалистического и прагматического искусства не удавалось изобразить то,
что можно передать только языком символов и условностей.
Интересно показан ад. Ад — это и бездна, затворенная воротами, и некое
страшное существо. Брейгель изобразил его чудовищем, наделенным зубастой
пастью, глазами и волосами. Зубастая пасть закрепилась в европейском
искусстве как символ провала в адскую бездну, как символ самого ада, а в
позднюю эпоху (с XVI века) этот символ нередко использовался и на Руси.

Источники:
http://www.orthodoxworld.ru/russian/...ny/8/index.htm
Текст.



http://news.antiq.info/images/pictures/032606.jpg
Образ.
__________________
"..Ты - кошка,
которая гуляет сама по себе. ..."(с)


"Так уж вышло - не крестись -
Когти золотом ковать,
Был котенок - станет рысь,
Мягко стелет, жестко спать!"
Мельница (с)

" ...ты свободен, ты вправе жить здесь и сейчас так, как тебе велит твое "я", твое истинное "я", и ничто не может тебе помешать."
Джонатан чайка. (с)

"... И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца"
Борис Пастернак (с)
Cat вне форума   Ответить с цитированием