Показать сообщение отдельно
Старый 05.11.2009, 18:36   #42
Cat


Амазонка
Гуру
 
Аватар для Cat
 

Регистрация: 06.04.2004
Адрес: Электросталь
Возраст: 47
Сообщения: 4,015
Вы сказали Спасибо: 525
Поблагодарили 271 раз(а) в 230 сообщениях
Вес репутации: 15Cat на подъеме
Для Марины:
http://forum.ihope.ru/showpost.php?p...&postcount=109
и
"Проблема ангелологии в учении Восточной Церкви IV - начала VI веков"

Диссертация


Автор: Семенова, Светлана Олеговна

Оглавление.
Введение...1
Глава I. Учение Восточной Церкви IV - начала VI веков о возникновении и
существовании ангельского мира...12
§ 1. Особенности восточно-христианского богословия V — начала VI веков и учение о
творении трансцендентального и феноменального миров...12
§ 2. Представления о сущности и свойствах ангелов в восточно-христианской
патрологии...47
§ 3. Учение об ангелах как «служебных духах»...72
Глава II. Учение о небесной иерархии в богословии Восточной Церкви IV - начала VI
веков...101
§ 1. Особенности и принципы иерархии в существовании умопостигаемого мира.
...101
§ 2. Характеристика чинов небесной иерархии...112
§ 3. Особая роль интеллигибельного чина ангелов в восточно-христианской
антропологии...127
Заключение...159
Примечания... 164
Источники...172
Список использованной литературы...187

1

"Введение.
Актуальность исследования. Восточно-христианркая ангелология - важнейшая часть христианского богословия, раскрывающая проблемы христианской онтологии, антропологии и гносеологии. Исследование патристических трудов авторов Восточной Церкви IV-начала VI веков, в которых отражены представления о надмирных сущест- вах, позволяет наиболее полно выявить различные аспекты православной ангелологии и рассмотреть особенности ортодоксальной картины мироздания.
Христианское учение об ангелах важно для понимания мировоззренческих основ религии и особенностей православных традиций. На сегодняшний день различные аспекты святоотеческого учения об ангелах представлены в многочисленных сочинениях отцов Церкви, а также в богословских и философских произведениях христианских писателей XIX -XX веков. Однако, целостная система восточно-христианской ангелоло- гии отсутствует как в святоотеческих трудах, так и в более поздней теологической и научной русской литературе. В области современного религиоведения нет всестороннего анализа истоков и особенностей формирования ортодоксальных взгля-дов на духовный трансцендентальный мир, не проведено полноценного и философского и религиоведческого исследования роли ангелов в христианской картине мироздания. Остается практически неизученной проблема взаимосвязи античной космологии и натурфилософии с патриотическим учением о бытии духовных сущностей. В связи с этим научное исследование по заявленной теме представляет собой новый шаг в изучении православной ангелологии как части христианской теологии и философии. Особую актуальность исследования в области православной ангелологии имеют в данный исторический момент, связанный с 2000-летием христианства, когда в
области религиоведческих знаний происходит новый этап осмысления духовного наследия христианской культуры.

Степень научной разработанности.

В отечественном религиоведении существует немало ценных исследований, посвященных проблемам ангелологии Восточной Церкви. В историографии изучения данной проблемы можно выделить три группы работ. Во-первых, это имеющиеся в русском богословии и философии работы, посвященные изложению святоотеческих представлений об ангельском мире. Среди богословских дореволюционных трудов не-обходимо выделить произведение архиепископа Харьковского Макария «Православно-догматическое богословие» (1868 г.), в котором автор подробно излагает основные по-ложения православной ангелологии вотношении сущности, свойств и предназначения
ангелов в мироздании. Важные сведения представлены в книге А.С. Глаголева «Ветхозаветное учение об ангелах» (1900 г.), в которой богослов исследует особенности духовных существ, запечатленные в текстах Библии. Ортодоксальные сведения об ангелах изложены также в трудах Дмитрия Ростовского, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, архимандрита Серафима Звездинского, архиепископа Иннокентия Херсонского, Г. Дьяченко, С. Гусева, Т. Вержбитского, Е. Н. Воронец. В современной литера- туре православно-богословские традиции изложения вероучения о небесном мире представлены в работах архиепископа Василия Кривошеина, священника Тимофея, Л. И. Денисова, А. Кулиша, Т. Недоспасовой.
Среди богословско-философских исследований, посвященных ангелологии, значительное место занимает произведение С. Н. Булгакова «Лествица Иаковля об ангелах» (1929 г.), в которой философ в русле разрабатываемой им софиологии повествует о многообразном служении ангелов в осуществлении промысла Творца и в управлении мирозданием. На основе Священного писания и апокрифической литературы он производит подробный анализ антропологического предназначения всего ангельского мира, исследует сочеловечность ангелов, раскрывает онтологическое значение ангелов-хранителей. В современной научной литературе наиболее цельное философское исследование особенностей ноуменального бытия представлено в работе А. П. Щеглова «Древнерусская ноуменальная натурфилософия» (1999). Философские воззрения на умопостигаемый ангельский мир изложены также в произведениях Л. П. Карсавина, А. Ф. Лосева, Д. Ю. Дорофеева, М. С. Иванова. Данные богословские и научно-философские произведения представляют собой важный материал для исследования проблем восточно-христианской ангелологии IV- начала VI веков, однако, в них отсутствует подробный анализ многочисленных сведений об ангелах в произведениях отцов Церкви, отсутствует всесторонний анализ источников патриотических умозаключений, которыми являются апокрифическая литература и произведения античных философов.
Во вторую группу .научных трудов входят работы, посвященные исследованию богосл о веко-философского наследия Псевдо-Дионисия Ареопагита — главного ангелолога Восточной Церкви. Среди них следует назвать труды дореволюционных ученых К. Скворцова, И. Смирнова, в которых рассматриваются основные постулаты учения Псевдо-Дионисия Ареопагита в связи с определением времени их написания. В работах других исследователей: И. В. Попова, В. В. Болотова, А. И. Бриллиантова - присутствует уже обстоятельный анализ философско-религиозных взглядов автора «Ареопаги-тического свода». Особо необходимо выделить сочинение Г. В. Флоровского, в котором
наиболее полноценно исследована картина мира Псевдо-Дионисия и изложены особенности его иерархической структуры...." (с)
Источник:
http://www.dissland.com/catalog/234542.html
__________________
"..Ты - кошка,
которая гуляет сама по себе. ..."(с)


"Так уж вышло - не крестись -
Когти золотом ковать,
Был котенок - станет рысь,
Мягко стелет, жестко спать!"
Мельница (с)

" ...ты свободен, ты вправе жить здесь и сейчас так, как тебе велит твое "я", твое истинное "я", и ничто не может тебе помешать."
Джонатан чайка. (с)

"... И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца"
Борис Пастернак (с)

Последний раз редактировалось Cat, 05.11.2009 в 18:59.
Cat вне форума   Ответить с цитированием