Показать сообщение отдельно
Старый 06.10.2004, 03:27   #1
Cat


Амазонка
Гуру
 
Аватар для Cat
 

Регистрация: 06.04.2004
Адрес: Электросталь
Возраст: 47
Сообщения: 4,015
Вы сказали Спасибо: 525
Поблагодарили 271 раз(а) в 230 сообщениях
Вес репутации: 15Cat на подъеме
Классика поэзии

Омар Хайям (1048-1123)
Омар Хайям - всемирно известный классик персидско -таджикской
поэзии, учёный, математик, астроном, поэт и философ. Полное имя -
Гияс ад-Дин Абуль Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури.
* * *
В колыбели - младенец, покойник - в гробу:
Вот и всё, что известно про нашу судьбу.
Выпей чашу до дна и не спрашивай много:
Господин не откроет секрета рабу.

* * *
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

* * *
Трясу надежды ветвь, но где желанный плод?
Как смертный нить судьбы в кромешной тьме найдёт?
Тесна мне бытия печальная темница, -
О, если б дверь найти, что к вечности ведёт!

* * *
Растить в душе побег унынья – преступленье,
Пока не прочтена вся книга наслажденья
Лови же радости и жадно пей вино:
Жизнь коротка, увы! Летят её мгновенья.

* * *
Запрет вина – закон , считающийся с тем,
Кем пьётся, и когда, и много ли, и с кем.
Когда соблюдены все эти оговорки,
Пить – признак мудрости, а не порок совсем.

* * *
Шёл я трезвый – веселья искал и вина,
Вижу: мёртвая роза – суха и черна.
«О несчастная! В чём ты была виновата?»
«Я была чересчур весела и пьяна…».

* * *
Жестокий этот мир нас подвергает смене
Безвыходных скорбей, безжалостных мучений.
Блажен, кто побыл в нём недолго и ушёл,
А кто не приходил совсем, ещё блаженней.

* * *
От страха смерти я, - поверьте мне, - далёк:
Страшнее жизни, что мне приготовил рок?
Я душу получил на подержанье только
И возвращу её, когда наступит срок.

* * *
Общаясь с дураком, не оберёшься срама,
Поэтому совет ты выслушай Хайяма:
Яд, мудрецом тебе предложенный, прими,
Из рук же дурака не принимай бальзама.

* * *
Я знаю этот вид напыщенных ослов:
Пусты, как барабан, а сколько громких слов!
Они рабы имён. Составь себе лишь имя,
И ползать пред тобой любой из них готов.

* * *
Нам жизнь навязана; её водоворот
Ошеломляет нас, но миг один – и вот
Уже пора уйти, не зная цели жизни…
Приход бессмысленный, бессмысленный уход!



Омар Хайям прожил 75 лет. Родился в 1048 году в Нишапуре. Учился в
Нишапуре, а затем в крупнейших центрах науки того времени: Балхе,
Самарканде и др. Около 1069 г. в Самарканде Омар Хайям написал
тракта «О доказательствах задач алгебры и аллукабалы». В 1074 г.
возглавил крупнейшую астрономическую обсерваторию в Исфахане. В 1077
г. завершил работу над книгой «Комментарии к трудным постулатам
книги Евклида». В 1079 г. вместе с сотрудниками вводит в действие
календарь. В последние годы 11 века меняется правитель Исфахана и
обсерватория закрывается. Омар Хайям совершает паломничество в
Мекку. В 1097 году работает врачом в Хорсане и пишет трактат на
языке фарси «о всеобщности бытия». Последние 10-15 лет жизни Хайям
проводит очень тяжело в уединении в Нишапури, мало общается с людьми
и много читает. Как сообщают историки, в последние часы жизни Омар
Хайям читал «Книгу исцеления» Ибн Сины (Авиценны). Он дошёл до
раздела «О единстве и всеобщности» философского сочинения, положил
на книгу зубочистку, встал, помолился и умер.
Творчество Омара Хайяма – удивительное явление в истории культуры
народов Средней Азии и Ирана, всего человечества. Его открытия в
области физики, математики, астрономии переведены на многие языки
мира и имеют историческое значение. Его стихи «жалящие как змея» до
сих пор покоряют своей предельной ёмкостью, лаконичностью,
образностью, простотой изобразительных средств и гибким ритмом.
Философия Омара Хайяма сближает его с гуманистами эпохи Возрождения
(«Цель творца и вершина творения – мы»). Он ненавидел и обличал
существующие порядки, религиозные догмы и пороки, царившие в
обществе. Однако часто Хайям впадал в пессимизм и фанатизм, что было
широко распространено в средневековье и особенно на востоке. Этот
мир считался временным и преходящим. Богословы и философы того
времени придерживались того мнения, что вечную жизнь и блаженство
можно найти только после смерти. Всё это не могло не найти своего
отражения в творчестве Омара Хайяма. Однако поэт также любил и
реальную жизнь, протестовал против её несовершенства и взывал
наслаждаться каждым её мигом, невзирая на то, что существующие нравы
и инквизиция не разделяли и преследовали подобные взгляды на жизнь.
Рубаи Омара Хайяма – классика средневековой восточной поэзии,
которая и по сей день привлекает к себе всех ценителей мудрого
слова.

Взято с
http://omar.by.ru/
__________________
"..Ты - кошка,
которая гуляет сама по себе. ..."(с)


"Так уж вышло - не крестись -
Когти золотом ковать,
Был котенок - станет рысь,
Мягко стелет, жестко спать!"
Мельница (с)

" ...ты свободен, ты вправе жить здесь и сейчас так, как тебе велит твое "я", твое истинное "я", и ничто не может тебе помешать."
Джонатан чайка. (с)

"... И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца"
Борис Пастернак (с)
Cat вне форума   Ответить с цитированием