Солярно-лунарная символика в облике русского храма
"...Необходимо напомнить, что целый ряд обрядов и символов христианской Церкви имеет совершенно явное и, несомненно, языческое происхождение. И это обусловлено вполне сознательной практикой Церкви, которая имеет вообще очень древние корни, очень древнюю традицию. Практику, которую можно определить как своего рода воцерковление язычества. С распространением христианства в самые разные исторические периоды Церковь определенно и, видимо, вполне сознательно приспосабливалась к язычеству и в какой-то мере даже к языческим обрядам. По словам современного историка Церкви, христианство восприняло и сделало своими многие формы языческой религии, потому что весь замысел христианства в том и состоит, чтобы все формы в этом мире не заменять новыми, а наполнить новым и истинным содержанием. Крещение водой, религиозная трапеза, помазывание маслом — все эти основоположные религиозные акты Церковь не выдумала, не создала, все они уже имелись в религиозном обиходе человечества. Церковь обратила на служение христианству многие формы религии, бывшие обычными для язычества. Как язычники праздновали 25 декабря рождение непобедимого солнца, так и христиане к этому дню приурочили празднование Рождества Христова, научившее людей поклоняться Солнцу правды. Эта же дата стала датой и Богоявления. Церковный культ бессребреников, как известно, имеет много общего с языческим культом диоскуров. Говоря о приспособлении христианских праздников к языческим, можно указать далее, что праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи под 29 августа установлен Александрийской Церковью в противовес празднествам александрийского Нового года. Праздники Рождества Богородицы, 8 сентября, и Зачатия Богородицы, 12 января, были установлены в Азии в противовес Олимпийским играм. Праздник Преображения Господня, 6 августа, — армяно-каппадокийского происхождения, установлен в Армении в противовес языческому празднику Росс. День Архангела Михаила, 8 ноября,— александрийского происхождения, заменил собой древнейший праздник Крещения Господня, установленный Египетской Церковью в противовес торжествам в честь египетской богини. Таким образом, Церковь как бы давала христианское освещение народным празднествам, естественно, при этом должны были сохраняться те или иные языческие обряды, которые получали, однако, новое содержание, переосмысляясь в плане христианских представлений. И в точности так же церкви ставились на месте Языческих капищ, и языческие жрецы по мере распространения христианства становились христианскими священнослужителями. Практика воцерковления язычества, восходящая, как мы видели, к первым векам христианства, сохранялась в Византийской, а затем и в Русской Церкви. Соответственно целый ряд обрядов, как общих, так и местных, и вообще целый ряд моментов культового поведения обнаруживает несомненное языческое происхождение. Сюда относится, например, обычай носить нательный крест, заменивший языческие наузы, культовая роль яиц, а также восковых свечей. Таким образом, объясняется, как мне кажется, и интересующая нас символическая композиция — сочетания креста и полумесяца, которая приобретает в христианском культе новое содержание. ..."
© Материалы Международной церковной научной конференции
«Богословие и духовность», Москва, 11-18 мая 1987 года.(с)