Религий много,а вот верят люди примерно, в одно и тоже. В добро, да в справедливость. Только понимают все, что это такое - по разному.
И.Н. Яблоков
Глава III
ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ РЕЛИГИИ
"Социология религии", с.72-133
"...Становление научной социологической теории религии представляет собой часть процесса становления марксистской науки в целом - философии, политической экономии, научного коммунизма. Марксистская социологическая теория религии, с одной стороны, имела некоторые предпосылки в виде накопленного идейного материала, с другой - явилась обобщением массы фактов. В качестве мыслительных предпосылок выступали идеи свободомыслящих и атеистов, которые фиксировали определенные свойства религии как социального явления; фактуальную основу составили данные, почерпнутые из истории или полученные в ходе изучения наличной социальной действительности.
До марксизма не было научной социологии, отсутствовала и научная социологическая теория религии. Однако за многовековую историю человечества было высказано немало идей, имеющих отношение к социальным аспектам религии.
Домарксовские мыслители обнаружили социоморфный характер многих религиозных структур. Сведение “религиозного мира” к его земной основе позволило интерпретировать христианские, мусульманские и другие представления и мифы как отражение определенных отношений людей, дало возможность создать “морфологию” религиозных образов, институтов и т. д. ..."(с)
Трансформации религиозного сознания в обществе потребления
Е.В. Субботин
Вызовы современности и философия: Материалы «Круглого стола», посвященного Дню философии ЮНЕСКО. Кыргызско-Российский Славянский университет / Под общ.ред. И.И. Ивановой. Бишкек, 2004. С.48-57
"...Отправной точкой моего доклада, пожалуй, может послужить характерная цитата из романа-антиутопии О. Хаксли «О дивный новый мир». Действие этого романа, как известно, разворачивается в фантастическом обществе будущего, насквозь пронизанном потребительской прагматикой и техницизмом. Причем, все эти черты довольно неожиданно сочетаются в нем с почти тотальной религиозностью. Религиозностью весьма специфичной, состоящей в исповедании своеобразного потребительского культа. «Дату выпуска первой модели «Т» господом нашим Фордом, — говорится в романе, — избрали начальной датой Новой эры… У всех крестов спилили верх — преобразовали в знаки Т». Такой религиозный ренессанс тем более удивителен, что в самой основе новоевропейского модернистского общества лежало отрицание религии. Достаточно вспомнить, например, идеи таких классиков, как К.А. Сен-Симон и О. Конт. Они, как известно, объявили религию пройденной стадией развития человечества, которая потеряла значение в век науки и рационализма. И, в общем-то, такие идеи подтверждались общественной жизнью, где роль религии была сведена к минимуму. Учитывая все это, нарисованная в романе О. Хаксли перспектива возрождения религии в техницистском обществе, действительно, выглядит утопичной. Однако, как говориться в том же романе, утопии сегодня оказываются гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше. И это дает повод задуматься, так ли уж нереальна в сегодняшнем так называемом обществе потребления новая волна религиозности, предчувствие которой выразил еще в 30-х годах прошлого века О. Хаксли. ..."(с)