Ограбление века: Кто похитил картины известного художника Васильева
В Москве уничтожен уникальный музей народного художника Константина Васильева [видео + фотогалерея]
Дмитрий СТЕШИН — 22.10.2009
Старинное здание музея сожжено, а коллекция картин стоимостью свыше 3 миллионов долларов исчезла. Корреспондент «КП» попытался разобраться в этой истории.
СЛАДКОЕ МЕСТО
Земельный участок, где находится музей художника, в последние годы иначе как сладким не называли. Судите сами: десять минут пешком от метро «Алтуфьево», Лианозовский парк. В парке, за чугунной оградой, два с половиной гектара земли с могучими елями и дубами и удивительный дом 1903 года постройки - бывший особняк промышленника Лианозова. «Инвесторы» щелкали острыми зубами и без устали годами бродили поодаль, облизываясь, как серые волки вокруг пионерлагеря. И добром это не кончилось.
Сейчас из причудливой ломаной крыши музея обгорелыми костями торчат балки. Вокруг здания все усыпано красной черепицей и жженой дрянью. Среди мокрого мусора стоят корреспондент «Комсомолки» и создатель этого музея, председатель Клуба любителей живописи Константина Васильева Анатолий Доронин.
Председатель поддевает носком ботинка оплавившуюся канистру из-под тосола:
- В ней они принесли горючую смесь. Кажется, это был бензин с маслом. Выбрали самый глухой угол здания, облили все и подожгли. Десять машин тушили...
Я нюхаю канистру - в ней на дне еще осталась горючая смесь, и на автомате спрашиваю:
Сейчас музей Константина Васильева выглядит жутко.
- Кто это сделал?
Анатолий Иванович как-то просто и обыденно говорит мне:
- «Инвесторы». Днем они приезжали - хотели забрать печать, документацию музея и клуба. Мы не отдали, а ночью, 22 сентября, музей подожгли.
- А картины, что с картинами?
- Картины у нас отняли чуть раньше...
В голове у меня в тот момент была лишь одна мысль: «Просто повезло, что весной успел сводить в музей Васильева детишек». Вот эту фразу про детишек и музей я потом использовал как пароль и своеобразный тест на порядочность, когда влез в музейную историю. Такого клубка вранья, противоречий, злобы и взаимного недоверия я не встречал никогда. Единственный VIP-заступник музея и поклонник живописи Васильева сатирик Михаил Задорнов тоже первым делом, в лоб, спросил меня:
- Почему вы занялись этой темой? Чей это заказ?
Я даже растерялся:
- Мне нравится Васильев, я детей своих водил в этот музей...
- Все! Все! Вы ответили на мой вопрос! - закричал сатирик. Михаил Задорнов в этот момент был в Магадане, стоял на трапе самолета. Но две минуты для меня нашел:
- Этот музей создавался с большой любовью поклонниками творчества Васильева. Это особая каста людей. И сам художник - знаковая фигура. Потому что он ведал нашу Быль, а не Историю. История всего лишь написана летописцами, людьми. А то, что было на самом деле, знают не все. Константин Васильев знал. Но сейчас торгашеское время. Константин Васильев и торгаши несовместимы, как филармония и мясокомбинат. И, конечно, этот лакомый кусочек хотели отхватить. Там земля, там ночной клуб можно построить. Мне противно даже говорить про это... Те, кто любит творчество Константина Васильева, мыслят по-старому. Они не могут и не умеют защищаться, и, конечно, у них все это отберут...
Создатель музея Анатолий Доронин: - А картины у нас отняли чуть раньше...
ДЕЛО О РАВНОДУШИИ
Судьбе художника трудно позавидовать. Непризнанный и гонимый при жизни, он писал как одержимый, как будто чувствовал, что скоро уйдет. Если вдруг появлялся экстравагантный покупатель, заинтересовавшийся непризнанным гением, художник просто измерял свое творчество школьной линейкой по диагонали и брал с ошарашенного коллекционера по рублю за сантиметр. И только много лет спустя люди заметят, что картины Васильева порождают так называемый «итальянский синдром» и посетители выставок и музея будут терять сознание от безумной энергетики, которую мастер вложил в свои полотна. Ушел Константин Васильев в 34 года, как бы подтверждая зловещую теорию о связи гениальности и неизбежной ранней смерти. Художник погиб странно, я насчитал четыре версии его смерти: 29 октября 1976 года был избит хулиганами в пустой электричке, выброшен на ходу из поезда, был зарублен топором, был сбит поездом на станции Антропшино. Уголовное дело прокуратурой не возбуждалось, следствия не было, и обстоятельства и причины гибели Константина Ва
сильева, наверное, так и останутся тайной.
Мы сидим с директором клуба в последнем уцелевшем здании - гигантской русской избе, в которой помещается детский театр, много лет работавший при музее. Анатолий Доронин рассказывает, как удалось вытащить из небытия наследство замечательного художника:
- Я познакомился с художником в последние годы его жизни, хотя признание и слава пришли к Васильеву только после смерти. Так часто бывает, слишком часто... В 1978 году я уговорил его мать, взял картины Васильева, привез их в Москву. В лютый мороз люди по четыре часа стояли на улице, чтобы попасть на выставку. Почти 10 лет эту выставку возили по России. Мама художника, она была еще жива, сказала мне, дословно: «Картины - это не дрова, чтобы возить их взад-вперед, давайте подумаем о музее».
Место под музей искали долго. Мать поставила единственное, но трудновыполнимое условие: она будет жить там, где находятся картины сына. В 1988 году Анатолий Иванович организовал клуб, и почти сразу нашелся особняк промышленника Лианозова.
- От дома осталось три стены, - рассказывает Анатолий Иванович. - Почти десять лет мы восстанавливали его, своими руками, на свои деньги. И в 1998 году музей открылся. Почти три года я обивал пороги правительства Москвы. Прошел каждого члена правительства, от каждого получил подпись. На это ушло три года, но нам выделили землю в аренду на 49 лет под строительство «Центра искусств».
Анатолий Иванович выкладывает передо мной на стол кучу документов. «Постановление правительства Москвы»: «Предоставить Клубу любителей живописи на 49 лет участок 2,57 га. Изъять из состава Лианозовского парка культуры земельный участок». Распоряжение правительства Москвы за подписью Юрия Лужкова о строительстве на выделенном участке «Центра искусств». Я смотрю в окно на закопченные стены сгоревшего музея и думаю, что единственное, чего нет пока в этой истории, - крови. Но это временно, потому что куш огромный, сдаваться никто не собирается, а власти, которые когда-то подписывали все эти бумажки, история с музеем интересует мало. Я бы даже сказал, как-то демонстративно не интересует. Вот только равнодушие к делу не подошьешь...(с)
Продолжение:
http://www.kp.ru/daily/24382.4/561683/