"Возвращение мушкетеров"
Мушкетеры, тридцать лет спустя. Давно ли это было, когда я жульническим образом прижимал градусник к чугунной батарее, чтобы не пойти в школу и с утра пересмотреть еще раз мушкетерскую серию с гибелью Констанции. Песни Дунаевского записывали через микрофон с черно-белого телевизора на бобинный магнитофон, и потом эта запись тиражировалась в классе до полной затертости. .
Россиянам есть чем гордится: сколько бы не снимали французы, итальянцы, англичане и американцы, а все равно Д’Артаньян и Шерлок Холмс у нас лучшие. Говорю «у нас» потому что все равно эти фильмы наши, родные.
Фильм-легенда потом был бездарно опошлен двумя малоудачными мини-сериалами «20 лет спустя» и «Тайна королевы Анны», снятые в мутное безвременье начала 90-х, и о которых сейчас предпочитают не вспоминать.
Прошло еще 15 лет, и стало ясно, что на чувстве ностальгии по старому советскому кино можно зарабатывать неплохие деньги. Пример тому «Ирония судьбы 2», с которой у мушкетеров напрашивается явная аналогия. Неважно, насколько удачной будет попытка, к фильму все равно будет предвзятое отношение.
Режиссер Юнгвальд-Хилькевич сумел собрать под свои знамена ту же команду: и четверку любимых мушкетеров, и Жюссака – Владимира Балона, и даже Алису Бруновну Фрейндлих в роли королевы Анны. Новые песни написал все тот же композитор Максим Дунаевский, а размах постановочный (с батальными сценами, массовками, штурмом крепостей) соответствует рангу киноблокбастера.
В ту же реку, понятное дело, не вошли. Мушкетеры заметно постарели, прежнего задора и юмора уже нет. Как в «Иронии 2» нас с ходу огорошили новостью, что Женя и Надя по завершении рязановского фильма расстались, так и в «Возвращении» в первые пятнадцать минут всех мушкетеров злодейским образом убивают. На заднем фоне звучит аранжировка «А ля герр ком а ля герр» и обязательный для Атоса «Черный пруд», а ошарашенный зритиель, не читавший аннотаций к фильму чувствует себя одураченным. И где заявленные звезды?! Увы, хотя Боярский по прежнему бесподобно поет, Смехов все так же неотразимо благороден, Старыгин с ходу может соблазнить любую из зрительниц, а Смирницкий такой же добродушный увалень – легендарная четверка уже не является главными героями фильма.
На самом деле смерть мушкетеров – единственное, что здесь осталось от Дюма, не раз утверждавшего, что история для него лишь гвоздь, на который он вешает картину.
Так вот, картина «Возвращение мушкетеров» осталась вообще без гвоздя и повисла в голом воздухе. Откуда ни возьмись появляются многочисленные мушкетерские дети, о которых ни у Дюма, ни в прошлых фильмах не было ни слова, а сами мушкетеры попадают на небеса, откуда благополучно возвращаются, чтобы в очередной раз спасти королеву.
Ехать придется снова в Англию, куда с королевской казной сбежал Мазарини, прихватив с собой и некий мистический перстень бессмертия. Поспеть надо за десять дней, потому как взбунтовавшийся народ грозит устроить Великую Французскую революция на полтораста лет раньше и сделать с королевским дворцом то же, что сделали с латвийским Сеймом в нынешнем январе.
Плевать, что согласно истории и романам Дюма Мазарини умер еще между 20 и 10 лет спустя, - сценарий «Возвращения мушкетеров» это полная отсебятина с уходом в мистику, где временами повторяются сюжетные схемы оригинальных «Трех мушкетеров». Например, повзрослевшие дети мушкетеров знакомятся между собой на дуэли, затеянной по примеру своих родителей.
Кстати о детях – молодые актеры это самое слабое место во всем ностальгическом бардаке. И если «старички» тянут на себе весь воз зрительских симпатий (к «старичкам» хочется причислить и замечательного Кольбера-Ширвиндта, удачно присоединившегося к оригинальному кастингу), то Антон Макарский и, прости господи, Лянка Грыу вкупе с Ириной Пеговой просто просаживают картину. Смотреть на дочь Д’Артаньяна особенно тяжело, потому что закос под «Гусарскую балладу» ей явно не по таланту (не всем женщинам дано неотразимо выглядеть и в платье и в мужском костюме), а перед глазами у меня стоит Софи Марсо из французского фильма, и сравнение не в пользу Грыу.
Я еще мог принять новые песни Дунаевского в исполнении Боярского («Ну почему» звучит совсем неплохо), но когда начинают петь мушкетерские детки что-то вроде «Мы – команда», то тут просто уши вянут, в фильме про хоккей это еще и было бы уместно, но здесь так и хочется рявкнуть: «Заткнитесь, канальи!».... (с)
Продолжение:
http://www.mixnews.lv/ru/blogs/12/395