....О великом иконописце известно чрезвычайно мало. Вся его жизнь связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевым и Спасо-Андрониковым. Родился он в Московском княжестве, ориентировочно в 1370 г., воспитывался в светской ремесленной среде. В зрелом возрасте он принял монашеский постриг, жил в глухих лесах, в ближайшем окружении Сергия Радонежского, неумолимого врага княжеских междоусобиц, вдохновителя Куликовской битвы. Позже стал жить в Москве, в монастыре, основанном учеником преподобного Сергия – Андроником. Писал работы для великих князей Василия и Юрия, сыновей Дмитрия Донского.
Вращаясь в среде лучших людей своего времени, сформировавших его мировоззрение, художник никогда не отделял себя от народа, его дум, горестей и чаяний. Он наверняка остро осознавал необходимость создания такого искусства, которое отвечало бы новым запросам времени.
В монастыре Андрей Рублев получил прекрасное образование, изучая творчество византийских, итальянских и других мастеров. Особенно внимательно присматривался он к произведениям знаменитого Феофана Грека и других работавших в Москве греческих живописцев. Однако их образцам Андрей Рублев никогда не подражал слепо. Следуя строгим церковным канонам, его живопись тем не менее приобрела невиданную дотоле мягкость, задушевность, чистоту и эмоциональность, которые так отличают русскую икону ХV века от византийской суровой, почти сумрачной, живописи. В его произведениях все настойчивее пробивалось подлинное человеческое чувство.
Основная трудность при изучении его творчества заключается в том, что ни от него самого, ни от его учителей и учеников, упоминавшихся в летописи, не дошло ни одного подлинного произведения. Первое упоминание о нем в летописи относится к 1405 г.: Феофан Грек, Прохор-старец и чернец Андрей Рублев расписали Благовещенский собор Московского кремля. На языке летописи тех времен расписать церковь означало не только расписать стены, но и написать иконы для иконостаса. Ученым выделить иконы, выполненные Феофаном, не составило труда, так же как и установить, что «праздничные иконы» писали Прохор и Рублев. А уже дальше по многочисленным признакам они отделяли его работы от работ Прохора.
Как и любому гению, Рублеву приписывают огромное количество произведений, к которым он, по всей видимости, не имел прямого отношения. К ним относят фрески Успенского собора на Городке в Звенигороде, иконы «Владимирская богоматерь», «Спас в силах», часть икон праздничного чина («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Вход в Иерусалим» – все около 1399 г.)
Единственно, что установлено более или менее твердо, это авторство его главного шедевра, созданного в 1420 г. (по другим источникам – в 1411 г.). Икона «Троица» хранится сегодня в Третьяковской галерее.
Писал он ее в самом расцвете сил, в память преподобного Сергия Радонежского, который и посвятил Троице свой монастырь. Для Святого Сергия образ Троицы знаменовал единство и согласие. Его ученики и ближайшие последователи, закладывая новые монастыри, чаще всего посвящали их Троице. Тема «тричисленности» была очень актуальна для современников, она стала символом борьбы против инакомыслия и еретиков всех мастей. Андрей Рублев наверняка имел замысел показать единство и равенство трех лиц святой Троицы. Но, как любое большое произведение, икона вышла за рамки замысла, приобретя бесчисленное количество аспектов.
Художник вдохнул новую жизнь в традиционный иконописный сюжет, в библейскую легенду о том, как старцу Аврааму явились трое прекрасных юношей и как он вместе со своей женой Саррой угощал их под сенью дуба, втайне догадываясь, что в них воплотились три лица Троицы. Обычно этот сюжет византийские и восточнохристианские художники передавали очень обстоятельно, выписывая все детали и яства трапезы, хозяев, суетливо прислуживающих ангелам. ....
Окончание следует...
Источник:
http://www.nameofrussia.ru/person.ht...2176&id=90&p=1