PDA

Просмотр полной версии : Раскрылась великая тайна


Хаос
01.01.2006, 20:30
Все слышали анекдот про то, что Санта Клаус разносит подарки один, а наш Дед Мороз приходит пьяный и с бабой.

Так откуда взялась эта "баба"

Под самый-самый Новый год является Снегурочка. Откуда появляется Снегурочка, знает только Большая Ель, которая росла в темном глухом таежном лесу. И все другие ели, елки и елочки были обязаны большой Ели своим появлением на свет. А про елочку, которая доводилась Большой Ели пра-пра-пра... елочкой, люди сложили песню, которую и распевают по сей день. Хотя и появилась она сто лет назад. Ну, да-да, эту вот песню: "В лесу родилась елочка"...

И вот в известный час и в нужную минуту из-под огромной пушистой еловой лапы появлялась Снегурочка. В этот миг просыпались все обитатели леса и даже шустрые светлячки, которых было так много, что их мельтешение вверху над поляной напоминало большое огненное колесо, свет которого превращал ночь в день.

Так откуда же взялась Снегурочка?

На самом деле только в 1873 году благодаря пьесе Александра Островского "Снегурочка" Дед Мороз обзавелся молодой помощницей - дочкой, которую позже писатели и поэты "переделали" во внучку. Почему - тоже непонятно. А после "репрессий" 1927 - 1935 годов Снегурочка вообще надолго пропала из России. В качестве постоянной спутницы Деда она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.

Место ее рождения сегодня оспаривают два населенных пункта России: Костромская область, где в имении Щелыково Островский написал свою знаменитую сказку, и Санкт-Петербург, где создал свою бессмертную оперу Римский-Корсаков. Правда, с позапрошлого века облик внучки-дочки сильно изменился: из бесполой и холодной она превратилась в секс-диву. Недаром в разделах "Досуг перед Новым годом" все чаще встречаются телефоны "снегурочек".

Ну так вот, и что там, в сказке? "И вот Снегурочка растет не по дням, а по часам, и что день, то все лучше. Иван и Марья не нарадуются на нее. Девки с села у них безвыходно: забавляют и убирают бабушкину дочку, словно куколку, разговаривают с нею, поют песни, играют с нею во всякие игры и научают ее всему, как что у них ведется. А Снегурочка такая смышленая: все примечает и перенимает.
И стала она за одну зиму точно девочка лет тринадцати: все разумеет, обо всем говорит, и таким сладким голосом, что заслушаешься. И такая она добрая, послушная и ко всем приветливая. А собою она - беленькая, как снег; глазки что незабудочки, светло-русая коса до пояса, одного румянцу нет вовсе, словно живой кровинки не было в теле... Да и без того она была такая пригожая и хорошая, что загляденье. А как, бывало, разыграется она, так такая утешная и приятная, что душа радуется! И все не налюбуются Снегурочкой. Старушка же Марья души в ней не чает".

Трудовая биография у Снегурочки невелика. С тех пор, как поселилась она в городе Устюге с Дедом Морозом, накануне каждого Нового года собирается девица-Снегурочка в дорогу, чтобы поздравлять и развлекать детей и взрослых.



--------------------------------------------------------------------------------

Сведения о родственниках
Жил-был крестьянин Иван, и была у него жена Марья. Жили Иван да Марья в любви и согласии, вот только детей у них не было. Так они и состарились в одиночестве. Сильно они о своей беде сокрушались, и только глядя на чужих детей утешались. А делать нечего! Так уж, видно, им суждено было. Вот однажды, когда пришла зима да нападало молодого снегу по колено, ребятишки высыпали на улицу поиграть, а старички наши подсели к окну поглядеть на них. Ребятишки бегали, резвились и стали лепить бабу из снега. Иван с Марьей глядели молча, призадумавшись. Вдруг Иван усмехнулся и говорит:
- Пойти бы и нам, жена, да слепить себе бабу!
На Марью, видно, тоже нашел веселый час.
- Что ж, - говорит она, - пойдем, разгуляемся на старости! Только на что тебе бабу лепить: будет с тебя и меня одной. Слепим лучше себе дитя из снегу, коли Бог не дал живого!

Они и вправду принялись лепить куклу из снегу: скатали туловище с ручками и ножками, наложили сверху круглый ком снегу и обгладили из него головку.
- Бог в помощь? - сказал кто-то, проходя мимо.
- Спасибо, благодарствуем! - отвечал Иван.
- Что ж это вы поделываете?
- Да вот, что видишь! - молвит Иван.
- Снегурочку... - промолвила Марья, засмеявшись.

Вот они вылепили носик, сделали две ямочки во лбу, и только что Иван прочертил ротик, как из него вдруг дохнуло теплым духом. Иван второпях отнял руку, только смотрит - ямочки во лбу стали уж навыкате, и вот из них поглядывают голубенькие глазки, вот уж и губки как малиновые улыбаются.
- Что это? Не наваждение ли какое? - сказал Иван, кладя на себя крестное знамение.
А кукла наклоняет к нему головку, точно живая, и зашевелила ручками и ножками в снегу, словно грудное дитя в пеленках.
- Ах, Иван, Иван! - вскричала Марья, - Это нам Господь дитя дает! - и бросилась обнимать Снегурочку, а со Снегурочки весь снег отвалился, как скорлупа с яичка, и на руках у Марьи была уже в самом деле живая девочка.

Что же касается Дедушки Мороза, то, по одним сведениям, он Снегурочке Дед. Однако непонятно, кто тогда мать и отец Снегурочки. Поскольку, согласно легендам, Дед был женат на Весне. Но об этом давно уже никто не вспоминает. И правильно: иначе бы пришлось отвечать на дурацкие вопросы, мол, где супруга, почему не вместе? А это неизвестно - правда затерялась во глубине веков.

Кстати, вначале Дед был премерзким типом. Морозко народ представлял в виде старца, который своим посохом управлял кончиной всего живого. Согласно легендам, в зимние солнцестояния этого дедулю надо было умилостивить. Ублажали его юной девственницей, которую привязывали к дереву и оставляли замерзать в дикий мороз. Если за день застывала - значит, жертва принята. И мешок Деда Мороза поначалу был предназначен для сбора подношений. Посохом своим мерзкий старик колотил непослушных детей или запугивал их страшными сказками. Лишь к началу XX века дед стал окончательно добрым благодаря известной детской песенке про елочку, написанной поэтессой Раисой Кудашевой в 1903 году.



--------------------------------------------------------------------------------

Личная жизнь Снегурочки
А по Римскому-Корсакову Снегурочка все-таки успела таки повзрослеть.
В начале весны в окружении птиц и цветов на Красную горку спустилась Весна-Красна. Шестнадцать лет назад она стала женою сурового и старого Мороза. С тех пор страна берендеев подвержена жестоким зимам и холодам весенним. Ярило-солнце с ревностью взирает на этот союз, да и сама Весна томится в неволе, но, любя и жалея дочь - Снегурочку, не решается перечить грозному Деду Морозу.
На время своего отсутствия Дед-Мороз решает отдать дочь в слободку, к Бобылю.

Пастух Лель приходит на ночлег к Бобылю. Снегурочка просит Леля спеть ей и дарит ему цветок. Лель поет, но вот вдали показываются девушки. Они зовут Леля, и он, бросив подаренный Снегурочкой цветок, бежит к ним. Снегурочка опечалена. Красавица Купава сочувствует Снегурочке, но ей некогда думать о других: приехал ее жених Мизгирь. Увидев Снегурочку, Мизгирь потрясен ее красотой. Он отказывается от Купавы и умоляет Снегурочку полюбить его. Купава опозорена. Народ осуждает Мизгиря и советует Купаве искать на него управы у царя Берендея.

Заливаясь горькими слезами, девушка просит Берендея наказать обидчика. Но Мизгирь всенародно отрекается от Купавы: он любит Снегурочку. Берендеи осуждают Мизгиря на вечное изгнание. Но в этот момент в царских палатах появляется Снегурочка. Ее красота трогает поэтическую душу Берендея.
В заповедном лесу берендеева царства накануне Ярилина дня парни и девушки с песней водят хороводы. Растроганный пением Леля, царь предлагает ему выбрать девушку. Лель выбирает Купаву.

Спускается ночь. Снегурочка одна грустит. Появляется Мизгирь, признается в любви Снегурочке. Снегурочка убегает, Мизгирь пытается ее преследовать, но Леший, охраняя Снегурочку, кружит его по лесу.
А Лель и Купава говорят о своей любви. Едва сдерживая слезы, за ними наблюдает Снегурочка. Ее сердце познало муки ревности. Она в отчаянии восклицает: " О мать, Весна-Красна! Отдай любовь или жизнь мою возьми" .

Ранним утром на берегу озера Весна-Красна дарит своей дочери венок из волшебных цветов, в нем сокрыт "любовных сил... родник неистощимый". Весна предостерегает дочь: Снегурочке нужно укрыться в тени лесов и таить свою любовь от глаз Ярилы-Солнца. Но сердце Снегурочки теснят новые, неведомые чувства к Мизгирю. Мизгирь подводит Снегурочку к царю Берендею и просит благословить их союз. Яркий луч солнца падает на Снегурочку. Не в силах вынести жгучих лучей Ярилы, Снегурочка тает, как вешний снег. Мизгирь в отчаянии бросается в озеро. С кончиной Снегурочки Мороз теряет власть над Весной-Красной



--------------------------------------------------------------------------------

Увлечения у Снегурочки сродни тем, что есть и у Деда Мороза - она любит детей, любит водить хороводы и дарить подарки. А еще она любит и жалеет всех лесных животных.

--------------------------------------------------------------------------------

Враги
В сказке, когда пришел весне конец, девки с села собрались на гулянье в рощу, зашли за Снегурочкой. Марье не хотелось пускать ее, не хотелось и Снегурочке идти с ними; да не могли отговорить. К тому же Марья подумала: авось разгуляется ее Снегурушка! Подхватили девки Снегурочку и пошли гурьбою в рощу. Там они вили себе венки, вязали пучки из цветов и распевали свои веселые песни. Снегурочка была с ними безотлучно.
Когда закатилось солнце, девки наложили костер из травы и мелкого хворосту, зажгли его и все в венках стали в ряд одна за другою, а Снегурочку поставили позади всех.

- Смотри же, - сказали они, - как мы побежим, и ты также беги следом за нами, не отставай!
И вот все, затянувши песню, поскакали через огонь.
Вдруг что-то позади их зашумело и простонало жалобно:
- Ау!
Оглянулись они в испуге: нет никого. Смотрят друг на дружку и не видят между собою Снегурочки.
Искали ее на другой день, искали на третий. Исходили всю рощу - кустик за кустик, дерево за дерево. Снегурочки все не было, и след пропал. Долго Иван и Марья горевали и плакали из-за своей Снегурочки. Долго еще бедная старушка каждый день ходила в рощу искать ее, и все кликала она, словно кукушка горемычная.

И не раз ей слышалось, будто голосом Снегурочки отзывалось: "Ау!". Снегурочки же все нет как нет! Куда же девалась Снегурочка? Лютый ли зверь умчал ее в дремучий лес, и не хищная птица ли унесла к синему морю? Нет, не лютый зверь умчал ее в дремучий лес, и не хищная птица унесла ее к синему морю; а когда Снегурочка побежала за подружками и вскочила в огонь, вдруг потянулась она вверх легким паром, свилась в тонкое облачко, растаяла... и полетела в высоту поднебесную.
Но Снегурочка не исчезла - раз в году она появляется, чтобы порадовать детвору и взрослых своей красотой и веселым норовом.



--------------------------------------------------------------------------------

Соратники
Главный соратник Снегурочки - Дед Мороз.



--------------------------------------------------------------------------------

Слабости и недостатки
Когда теплеет, Снегурочка начинает скучать. По сказке, Снегурочка весной стала дичится подружек и прятаться от солнца в тень, словно ландыш под деревцем. Ей только и любо было, что плескаться у студеного ключа под зеленою ивушкой.
Снегурочке все бы тень да холодок, а то и лучше - частый дождичек. В дождик и сумрак она веселей становилась. А как один раз надвинулась серая туча да посыпала крупным градом. Снегурочка ему так обрадовалась, как иная не была бы рада и жемчугу перекатному.



--------------------------------------------------------------------------------

Сильные стороны
Ей никогда не бывает холодно. Кроме того, она добрая и смелая.



--------------------------------------------------------------------------------

Компромат
Среди 47 пьес Островского "Снегурочка" всегда была на особом месте. Этому немало способствовал одноименный фильм, снимавшийся в окрестностях Щелыкова, а также прекрасная музыка Римского-Корсакова. Дети знали "Снегурочку" по интересному мультфильму. Сказка оказалась неотъемлемой частью русской повседневной культуры.
Ни одна встреча Нового года не обходился и обходится до сих пор без изящной, веселой девушки Снегурочки. Сказка живет самостоятельной жизнью, народной традицией приспособленная для удовлетворяющего всех пользования. Но вот что удивительно: "Снегурочкой" заинтересовалась Власть. Структуры, осуществляющие управление жизненными процессами на рубеже XX-XXI веков, в эпоху сверхинтенсивной компьютеризации, вдруг обратили пристальное внимание на забавную, кажется, не более того, сказку.

Нельзя не задаться вопросом: разве Власти нечем заняться? Не стоит спешить с осуждением Власти в пренебрежении ее прямыми обязанностями. Если читать "Снегурочку" внимательно, то приходит осознание, что Власть, вникая в сказку, непосредственно занимается исполнением своих прямых обязанностей. В "Снегурочке" Власть пытается обрести существенные элементы новой государственной идеологии. Конечно, сказку можно читать поверхностно, ради извлечения сусально-костюмированных мотивов. Более того, подобное прочтение уместно, а в определенном возрасте даже обязательно. Только Власть читает сказку "по-взрослому". "Снегурочка" содержит в себе компактное изображение идеального механизма взаимодействия народа и Власти. Мудрый царь Берендей осторожно ведет корабль сказочного царства, не разбивая его о рифы нововведений и скоропалительных решений.

Однако даже у сказочных берендеев "воруют понемножку". Получается, не все ладно и в сказке. К мздоимству, извечному имущественному неравенству и другим постоянным бедам прибавляется еще одна. Снегурочка. Увы, мы привыкли считать Снегурочку прекрасной девушкой, чистой помыслами, чья необыкновенная внешность соответствует богатству душевных движений. Однако таковыми представляется "детское" прочтение. Снегурочка, какой ее изобразил Островский, есть средоточие внечеловеческих сил, не всегда добрых. Сумела же она, пусть и невольно, перессорить всю берендееву молодежь. Впрочем, не следует сгущать краски и обвинять красивую героиню сказки во всех грехах. Снегурочка, не только для берендеев, выступает тотальным искушением, которым пронизана и наша личная повседневность, и наша государственная практика. Снегурочка - это стихия, само воплощение стихийных природных сил. Эстетизированное, прекрасное воплощение. Но за прекрасной внешностью скрывается холодное сердечко... Со Снегурочкой в сообщество берендеев пришла смута. Ссоры, разброд поселились среди мягкосердечного народа. Что делает власть? В лице царя Берендея Власть ждет. Снегурочка вовсе не является отрицательной героиней. Она неизбежна, как неизбежны снег и мороз зимой. 15 лет ждал царь Берендей какого-то разрешения непростой ситуации, что возникла с появлением Снегурочки. В его силах было устранить Снегурочку, во всяком случае, свести к минимуму ее влияние. Он этого не сделал. Игра страстей, включившая и очеловечивание ледяной девушки, прошла своей чередой. Были пострадавшие. Снегурочка и Мизгирь погибли.

Живем дальше, говорит царь, потому что есть высшая сила (в сказке это Солнце), ответственная и за Снегурочку, и за Власть, и за Народ. Берендеи дезориентированы, они в панике. Однако Власть держит ситуацию под контролем, она оказывается посредником между стихиями внешних сил и человеческих сердец и неким высшим началом, перед которым ответственна и сама Власть.

Если перевести сказочные коллизии на язык государственной и человеческой повседневности, то получается любопытная картина. Мы, потому что мы люди, будем совершать ошибки, делать роковые шаги. В наших сердцах существует особый ледяной уголок, мало что может его растопить. В этом смысле Снегурочка всегда будет с нами, будет в нас. Нам не избежать наводнений и ураганов, террористических актов и засух. Тем не менее с этими силами можно справляться, их можно обуздывать, если... Островский называет это "если" Солнцем. Можно назвать это всеобщим законом, перед которым равно все в подлунном мире. Понятия истины, справедливости, милосердия, терпимости включены в эту совокупность, а предназначены для исполнения и Властью и Народом. Власть должна быть снисходительной и терпимой к живым биениям страстных человеческих сердец, но и люди не должны жить в пренебрежении Властью и ее решениями. Только согласие на началах сгармонизированного общежития и ответственности перед тем всеобщим законом позволит людям достойно жить.

Сказка "Снегурочка" - крайне идеологическое произведение. Из нее можно извлечь серьезные уроки, важные для понимания и потаенной механики человеческих страстей и явного механизма функционирования Власти. Власть, по всей видимости, "Снегурочку" прочитала. Не зря же разговоры о сказке всерьез ведутся в высоких кабинетах. Выводы? Все очень сложно. Новая идеология не создается в одночасье. Важно, что первые шаги хотя бы в плане привлечения к сказке особого внимания уже сделаны.

Источник информации
http://www.km.ru/file/index.asp?data=31.12.2004%2015:00:00&archive=on

Игорь
02.01.2006, 10:52
Сказка "Снегурочка" - крайне идеологическое произведение.
Любопытный материал...
:dmoroz:

Хаос
02.01.2006, 20:25
Сушествует ещё один вариант
Дед Мороз взял Снеурочку из детского дома, когда на утрениках стал слишкомм много принемать на грудь, и один не справлялся