PDA

Просмотр полной версии : Саки- потеряный рай?


Starik
20.06.2005, 12:15
Вот мне друг прислал Статью знакомой журналистки о сакском курорте. Большинству инвалидов он знаком, иногда вживую, иногда понаслышке. По слухам с этого года в Саки соцзащита и ФСС путёвок больше не берут. Можно поехать дикарём, а можно терзаться воспоминаниями
ГОРОД СОЛНЦА
Многие из тех, кто впервые оказывается на улицах моего родного города, поначалу чувствуют себя попавшими в юдоль страдания и скорби. Еще бы: столько людей в инвалидных колясках! «Город инвалидов, столица инвалидов» - так называют Саки многочисленные курортники и сами сакчане, так провозглашают его власти.
НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ
Москвичка Лена ехала сюда в начале апреля с большой неохотой: захолустье, непривычная обстановка, совсем не курортный сезон. А уже через пару недель с тоской думала о предстоящем возвращении домой. И не только она.
Тысячи инвалидов именно в Саках впервые ощущают себя полноценными людьми: здесь от людей в колясках не отводят смущенных глаз, на них не смотрят как на ненормальных. (Да! Именно такой эпитет я неоднократно слышала от знакомых спинальников, приехавших в Саки из совершенно разных мест.) Для нас, сакчан, люди в колясках так же привычны и естественны, как обычные прохожие, – просто они иначе передвигаются. На необъятных просторах стран бывшего СССР, пожалуй, только в Саках можно спокойно въехать на инвалидной коляске практически в любой магазин или аптеку, не говоря уже о рынке. Но главное – это счастье живого человеческого общения, которое обретают здесь порой после многолетнего «заточения» в четырех стенах на пятом, а то и двенадцатом этаже московского или харьковского дома. Там, дома, в лучшем случае ждет тесный круг родных. Здесь – обретаются десятки знакомых, завязывается дружба, вспыхивает любовь, рождаются семьи. Вот почему многие ездят сюда ежегодно, десятилетиями подряд (а не только ради чудодейственных сакских грязей, которые, к слову, не всем-то и помогают).
«Я вернулась оттуда «как с войны» - к этим словам одной из пациенток, думаю, присоединится большинство спинальников, проходивших лечение в Саках: счастье обретения особого «фронтового» братства смешивается у многих болью расставания.
Но при всех преимуществах перед другими городами Саки – это клубок нерешенных проблем и, прежде всего, как ни парадоксально, проблем для инвалидов. Речь не о лечении и обслуживании в санаториях – здесь как раз положительных отзывов гораздо больше. Но вот позволяет ли инфраструктура города в целом говорить о нем как о столице инвалидов?
РЕЛЬСЫ С БАРЬЕРАМИ
Неприятности для спинальников начинаются еще на железнодорожном вокзале. Вы когда-нибудь видели, как в Саках проходит посадка (или высадка – без разницы) колясочников в поезда дальнего следования? Зрелище не для слабонервных!
С низенького перрона людей поднимают по практически отвесным ступеням вагона … на руках. Хорошо, если спинальник субтильного сложения, а если, как москвич Олег Горобец, ростом под два метра?
- Это просто ужас, кошмар, какой-то! - делится впечатлениями Олег. - В городе два специализированных санатория, а цивилизованного перрона на станции нет. Скинулись бы, построили, если у города не хватает средств. Ведь на своих территориях фонтаны возводят, а приезжающих на руках носят. Нет, я, конечно, не против, но только не в прямом смысле этого слова. С автобусами опять же проблема: по нескольку человек загружают в допотопный «рафик» - а если нас прибыло больше двадцати? Ведь выпускаются уже автобусы с подъемниками, есть автобусы с низким полом – в них легко заехать на коляске прямо с тротуара. Белорусские, по-моему. Большой салон, можно сразу забрать весь заезд. И потом эта же машина может использоваться для экскурсионных поездок по Крыму – окупится быстро.
«Рельсы с барьерами» - метко назвал эти железнодорожные препоны Михаил Сергеев, журналист из Москвы, инвалид первой группы:
- Высадка инвалидов в Саках проходит еще довольно спокойно, - рассказывает Сергеев, - оно и понятно: последняя остановка перед конечной Евпаторией, спешить некуда. А вот посадка… До последнего момента ждем, на какой путь прибудет поезд. Объявляют по станции: ко второму перрону. Состояние переходов таково, что без посторонней помощи на коляске их не преодолеть – а нас двадцать. А санитаров двое… Можете себе представить наше настроение. Но вот подходит состав – стоянка поезда… две минуты. Естественно, нервничают все: колясочники, которых явно не успеть погрузить за это время (плюс багаж!), проводники, держащие красные флажки. Прибегает бригадир поезда, просит поторопиться (куда еще быстрее?). Нервные машинисты отпускают тормоза…
Из-за такой нервозной обстановки Сергеева прошлым летом уронили при посадке в поезд. Упал едва не под колеса вагона. К счастью, в этот раз обошлось без травм. Но на это он не сетует:
- Я обращался с запросами в Министерства транспорта Российское и Украинское соответственно. Кстати, украинский ответ был более обстоятельным, но, увы, отнюдь не положительным: по ряду объективных причин реконструкция перрона в Саках невозможна. Допустим. Но я сам – бывший офицер-транспортник, и мне непонятно, почему нельзя скорректировать расписание стоянок поездов. Почему нельзя оборудовать вокзал погрузчиком, который легко переделать в подъемник для колясок? Уж эти проблемы вовсе не из разряда неразрешимых!
ЭХ, ДОРОГИ!
Фраза про то, что у нас две беды, уже набила оскомину. Но здесь особый случай: на ухабах и в буераках колясочник рискует в лучшем случае застрять. Что может быть в худшем? Об этом рассказывает Стас Поликарпович из подмосковного города Жуковский:
- При всех потугах адаптировать город под колясочников он местами очень неудобен. Нередко используется тротуарная плитка, но её кладут абы как, и потому часто по ней ездить просто страшно, особенно на активных колясках. А сакский асфальт вообще вошёл в инвалидные легенды!
- В прошлом году одна моя знакомая шейница попала колесом в выбоину и перевернулась, - продолжает Олег Горобец. – В результате произошел сложный перелом ноги. Вот уже год прошел, а кость не срастается, из-за этого она не может проходить полноценную реабилитацию. Эту выбоину, конечно, заделали, а сколько еще таких?!
- Абсурд, но в Саках отсутствует ремонтный сервис для инвалидных колясок. Если запчасти для разнообразных велосипедов на рынке купить можно, то детали для самых распространённых моделей колясок – дефицит пострашнее, чем импортные зимние сапоги в СССР! – продолжает Стас. – А поломки часты. Рассчитывать на квалифицированную помощь нечего – у меня трижды прокалывалась резина, и всегда приходилось просить собратьев-инвалидов помочь, а запчасти я всегда привожу с собой.
Есть еще несколько факторов риска того, что инвалид-спинальник может ненароком уехать с курорта еще более травмированным: например, освещение города, которое, как легко догадаться, оставляет желать: «Езжу вечером по аллеям парка с шахтерским фонарем на голове», - подтверждает Сергеев. Кстати, темнота – спутница не только травм, но и криминальных личностей. В семье радушных сакчан тоже не без урода: под покровом ночи на беспомощного спинальника и напасть могут с целью поживиться. Бывало и такое…
Еще одна головная боль – улица Курортная: находится она в непосредственной близости от парка и санаториев, в санитарной зоне, о чем красноречиво говорят и «кирпичи» на въезде. Только вот правила дорожного движения здесь абсолютно игнорируются водителями! Летними вечерами на Курортной собирается, без преувеличения, полгорода: поспрашивайте местных и приезжих – вспомнят не один случай, когда лихачи сбивали и пешеходов, и колясочников.
Нельзя сказать, что вопросы эти не поднимаются и не решаются вовсе. О них неоднократно говорилось, что-то делается – но в целом воз, а точнее, инвалидная коляска, и ныне там: на выщербленных сакских улицах, угрожающих здоровью. Особенно актуален этот вопрос сейчас, в преддверии курортного сезона и в канун старта полумарафона «Скифский берег».
О, СПОРТ, ТЫ…
О полумарафоне разговор отдельный, и начать хотелось бы издалека.
В начале 80-х Саки гремели на весь Советский Союз: именно здесь стартовали первые инвалидные спартакиады, именно в Саках, в сущности, зародилось инвалидно-спортивное движение. Потом грянула перестройка, а с ней стало не до этого – хорошее дело заглохло.
Впрочем, само спортивное движение в Саках не умерло. Уже много лет Виктор Коваленко, Заслуженный работник физкультуры и спорта АР Крым, возглавляет инвалидно-спортивный клуб «Лидер». Его члены – Ольга Крячик, Михаил Кривель, Дмитрий Чумаченко – неоднократные призеры соревнований разных уровней. Но говорить о массовом инвалидно-спортивном движении в Саках не приходится. Да, проводятся соревнования, приглашаются спортклубы из других городов Крыма – но это местечковый уровень.
А ведь спорт – это не только прекрасный вид реабилитации для людей с поражениями опорно-двигательного аппарата, но и возможность реализовать себя, показать, что ты можешь, что особенно актуально для инвалидов в нашем обществе, где преодоление всех и всяческих барьеров – норма. В конце концов, спорт – это клуб по интересам, что тоже немаловажно.
Правда, в последние несколько лет в этом направлении появились серьезные сдвиги. В июне 2004 г. в Саках прошел полумарафон «Скифский берег», приуроченный ко дню города. Более восьмидесяти участников стартовали в нем: юноши и те, «кому за» (самому старшему марафонцу исполнилось 73!); те, кто вполне здоров, и спортсмены на колясках. Симферополь, Севастополь, Евпатория, Мукачево, Гродно – вот неполный перечень городов, честь которых защищали бегуны. Приехали даже колясочники из Польши. Словом, форум весьма представительный. Нужно было видеть глаза участников и лица болельщиков!
- Это было здорово! – рассказывает Виктор Коваленко. – Мы доказали всем: мы можем! Мы не сдаемся и не опускаем рук. В этом году вновь планируем проведение таких соревнований и, надеемся, география его участников станет еще шире. Правда, без достаточной доли дегтя у нас, как всегда, не обходится. Во-первых, у «Лидера» нет достойной спортивной базы: маленький тренировочный зал переоборудован из старого магазина силами спонсоров и нашими собственными – особой оснащенностью он не блещет. Во-вторых, непременным условием забега является наличие спортивной коляски у каждого участника – даже подержанная, она стоит тысячи гривен, а так хочется, чтобы и сакчане выступили достойно. Третье – пресловутые финансы. Да, спонсоры найдутся, но каких усилий это стоит! А ведь такие соревнования – это замечательная реклама курорту, городу! Дистанция полумарафона (напомню, это 21 км) пройдет по аллеям специализированного спинального санатория им. Бурденко – не только потому, что асфальт там в прекрасном состоянии. Пусть забег станет примером для всех пациентов здравницы: боритесь с недугом, побеждайте свою слабость!
У Коваленко есть еще одна – заветная! – мечта: организовать пробег на колясках до Берлина. Впрочем, «организовать» не то слово: собрать участников несложно – дай только клич. Все, как всегда, упирается в финансы. Первый этап этого пробега, Саки – Севастополь, был осуществлен Виктором и его соратниками много лет назад. Второй и третий (до Киева и Берлина) так и повис нереализованным проектом. Много обещаний выслушал Коваленко в разгар предвыборной кампании 2002 года, в канун 60-летия Победы – но дело с мертвой точки так и не сдвинулось. Автопробеги стартовали один за другим, а вот пробег на колясках никому не нужен. Оно и понятно: дело более затратное, требует огромной подготовки, да и времени займет немало. С машинами проще и эффектнее пускать пыль в глаза. Хлопотно это – оказать реальную поддержку спортивному движению инвалидов.
За державу обидно!
ДЕЛО БЫЛО ВЕЧЕРОМ…
Вторая часть этой фразы сакчанину близка до боли. Ибо в свободное время делать в Саках действительно нечего.
Вячеслав Поляков приезжает в Крым каждый год вот уже на протяжении двадцати восьми лет: «Саки стали для меня вторым домом (а Родиной они были всегда!) – фактически вся вторая половина жизни связана с ними. Это даёт мне право остро переживать за то, что было, есть и будет. Что я наблюдаю? В санатории им. Бурденко крутят фильмы тридцатилетней давности, а в летний театр военного санатория по разнарядке филармонии, как когда-то, уже не приезжают Леоньтев и Понаровская, ибо сегодня они стоят не один бюджет города Саки. Зато только на одном пятачке возле парка выросли три питейных заведения, метрах в двадцати – еще столько же. Такое впечатление, что у сакчан одно развлечение: по выходным, нарядно одевшись, они… идут на рынок, чтобы встретиться там с друзьями, а покупки тут же обмывают в тех самых заведениях. Вообще, количество торговых точек в городе скоро сравняется с численностью населения! Тот факт, что в старом кинотеатре расположились торговые ряды, что вестибюль Дворца культуры арендован под торговый центр, – о многом говорит».
И куда податься отдыхающему в свободное от процедур время? В особенности если он не любитель застольно-горячительных забав? Вот и получается, что самые популярные виды отдыха в Саках – море и экскурсионные поездки по Крыму. Но ни то, ни другое людям в колясках практически недоступно.
- В городе несколько туристических агентств, но ни в одном не организованы туры для инвалидов-колясочников, – говорит Стас Поликарпович. – Спасибо частнику Юре, который сравнительно недорого возил нас на пляж «Солнышко» и даже на Южный берег, таская при этом на руках в сложных местах. Все мои попытки договориться в турагентствах заканчивались обещаниями. А ведь недорого съездить посмотреть крымские достопримечательности для небогатых отечественных инвалидов, большую часть времени безвылазно сидящих дома, – золотая мечта!
Да, проще всего по-быстренькому снять сливки с богатеньких отдыхающих (твердо стоящих на ногах) – ни проблем с транспортом, ни с самими экскурсантами (сами дошагают, куда надо). И не нужно голову ломать над составлением маршрута: на Ласточкино гнездо колясочника не поднимешь – но посмотреть-то он имеет право! Лишь редкие экскурсионные фирмы предлагают свои услуги спинальникам – естественно, за дополнительную плату: приходится выносить инвалида из неприспособленного автобуса, помогать ему проехать в том же Ливадийском или Воронцовском дворце.
Если Саки, мягко говоря, не богаты достопримечательностями, то почему не съездить, например, в соседнюю Евпаторию?
- Это нереально: в инвалидной столице СНГ общественный транспорт для нас не приспособлен совершенно, - продолжает Стас. – Мой друг из Германии (тоже колясочник), услышав, что я не смог, просто сев на местный автобус, проехать всего шестнадцать километров до Евпатории, был изумлен. У него в городе все автобусы оснащены подъёмниками (и это не преувеличение, а элементарная норма на Западе). Еще одно: приехать в Крым и ни разу не побывать на море – нонсенс! По прямой до берега километра четыре, но проехать на коляске по убитой грунтовке до санатория «Полтава» в одиночку очень рискованно. Была бы нормальная дорога – иное дело. Правда, я часто ездил на море: до пирса в гарнизоне около шести с половиной километров, и дорога приличная. Но… так ни разу и не искупался: нет мест, где можно было бы подъехать к урезу воды. И, тем более, нет даже элементарных приспособлений для купания инвалидов. Отдых в Саках – золотая мечта для многих из нас. Но когда эта мечта сбывается, иногда остаётся горьковатый осадок.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вспомнились слова Вячеслава Полякова, сказанные об инвалидах: «Мы все плывем в подводной лодке». Да, наша неповоротливая социальная система делает невероятно узким мир «людей с ограниченными физическими возможностями» («модный» нынче канцелярский эвфемизм), и чтобы заявить о себе, инвалидам порой приходится проявлять чудеса гражданского мужества. Наше общество надевает на проблемы инвалидов шапку-невидимку – но от этого они не перестают существовать!
Саки – тоже подводная лодка, может, чуть комфортнее (не дизель, а так – атомоход первого поколения). А мне хочется, чтоб он стал гаванью – Городом Солнца (помните мечту великого утописта?), открытым для всех субмарин и открывающим сотни дорог в огромный мир. Здесь есть для этого все – только руки приложить. Но главное – он действительно солнечный, мой Город: солнцем Доброты и Заботы, солнцем обретенной Надежды.
Я люблю мой Город.
Но хочу им гордиться…

P.S. Совсем недавно городу Саки был присвоен статус курорта всеукраинского значения.
Какие преимущества это дает городу? Какими будут пути и перспективы развития уникального курорта в аспекте этого события? Об этом – в следующих выпусках…

Елена ЯКОВЛЕВА

КОРОЛЬ
21.06.2005, 00:40
Вот мне друг прислал Статью знакомой журналистки о сакском курорте.
фамилия журналистки "Яковлева" - настоящая или псевдоним?

Starik
21.06.2005, 13:20
Вот мне друг прислал Статью знакомой журналистки о сакском курорте.
фамилия журналистки "Яковлева" - настоящая или псевдоним?
Вероятно настоящая. но всех подробностей не помню. Она сакчанка. Пишет для местной прессы.

Cat
23.06.2005, 02:32
По слухам с этого года в Саки соцзащита и ФСС путёвок больше не берут.
А вот об этом, можно, поподробнее?
А куда берут?
И что надо сделать или оформить , и как,что б выдали путёвку?

Starik
23.06.2005, 09:12
По слухам с этого года в Саки соцзащита и ФСС путёвок больше не берут.
А вот об этом, можно, поподробнее?
А куда берут?
И что надо сделать или оформить , и как,что б выдали путёвку?
Пока неизвестно. Проще позвонить в местный ФСС и всё у них непосредственно выяснить.

Хрустальная гора
20.07.2005, 15:10
Мда, все это в прошлом. Город солнца так и остался на солнце. :(

Cat
05.12.2007, 02:03
Властелины колясок



На карте СНГ есть город, где инвалиды чувствуют себя обычными людьми






Саки обычно называют городом инвалидов. Можно и иначе: город правильно воспитанных, здоровых людей. Трудно сказать, что больше заставляет тысячи несчастных с травмами позвоночника каждый год стремиться в это местечко посреди крымской степи: целебные рапа и грязи Сакского озера, высокий профессионализм и огромный опыт местных медиков или особая атмосфера «Куршевеля для инвалидов»?

Улочки, примыкающие к санаторию им. Бурденко, заполнены колясочниками и поэтому звучат по-особому: звук шагов здесь перемежается поскрипыванием колес. Иногда здоровые толкают коляску, иногда наоборот. Однажды с ужасом наблюдала, как среди машин лихо маневрировал пацан-инвалид на моторизированной коляске, на спинке которой, как акробат, балансировал его приятель.

Влюбленные здесь не держатся за руки, неудобно. Чувства проявляют иначе: она хватается за спинку его коляски и едет на буксире. Друзья же стараются катиться синхронно и оживленно болтают. У ворот санатория целый день напролет режутся в карты и домино старички — кто на ногах, кто на колесах.

Здесь же, в парке, знакомится и молодежь. «Я не комплексую: здоровый парень или инвалид, лишь бы человек был прикольный, — говорит Татьяна, студентка. — Богатые, бедные, здоровые, на колясках — все равно к девушкам пристают. Только однажды мне инвалид пытался показать, что я ничего не стою. Он был из Германии».

Здесь особый секс-эскорт. Девушки такие же красивые, как в Ялте, но недорогие (степной Крым все-таки) и обладают необходимым минимумом медицинских знаний. Таких не испугают спастика — самопроизвольное подергивание ног — и другие специфические проблемы мужчин-инвалидов.

Саки — город, где человек в коляске может чувствовать себя относительно независимым от нас. Ко всем магазинам, кафе, ресторанам, почтовым отделениям и отделениям банков подведены пандусы. Довольны и инвалиды, и мамаши с колясками, и бабушки с «кравчучками» (дешевые сумки на колесах до сих пор носят имя первого президента Украины).

Пандус ведет и к местному храму. Обычно паперти с их высокими ступенями — серьезная проблема для верующего инвалида. Без помощи посторонних не поднимешься, а стоит замешкаться — суют милостыню. Ведь в наших жестоких городах у здоровых людей выработался стереотип: человек на коляске может выйти из дома только затем, чтобы просить денег. ....

Янина Васьковская (http://www.novayagazeta.ru/data/?auth=1556&sb_a=1)

Саки

26.11.2007
Источник:
http://www.novayagazeta.ru/data/2007/90/22.html

Cat
05.12.2007, 02:10
В Саках инвалидам мелочь не суют, но на местном рынке много продавцов и менял в колясках. Тем, кто решил осесть здесь и не имеет источников дохода, кроме пенсии, приходится работать. Это плата за то, что горожане воспринимают их как равных, не унижают жалостью и не покупают у них уличную индульгенцию за пару гривен. Зато в Саках (это отмечают все инвалиды) не нужно беспомощно оглядываться, когда вдруг не справляешься на крутом подъеме. Любой прохожий запросто подтолкнет твою коляску.

В этом и состоит правильное воспитание здоровых: нельзя проявлять к инвалиду навязчивого внимания, но в то же время нужно быть готовым прийти на помощь. Жители Сак понимают это не хуже профессиональных психологов.

Когда их спрашиваешь, как они этому научились, они недоумевают. «Мы же столько лет живем вместе. Город и инвалидов уже нельзя разделить, — пытается объяснить медсестра Светлана. — А когда помощь нужна, это же сразу видно: на крутом подъеме. Подходишь. Подталкиваешь».

В большом мире здоровых людей, к сожалению, слишком многие позволяют себе бестактность по отношению к человеку в коляске. Но есть и другая сторона проблемы. Инвалид передвигается по городу, как во вражеском тылу, постоянно ожидая оскорблений. И часто видит их там, где их нет, а то и сам нарывается на скандалы. Помаявшись, многие колясочники запираются в своей квартире на долгие годы.

Вырвавшись из этого добровольно-принудительного заключения в Саки, они чувствуют себя, как русские звезды на экзотическом курорте, — абсолютно свободными. И ничего, что степь и до моря 12 километров, а в «Бурде» (санатории имени Бурденко) свято чтят традиции советского отдыха с ненавязчивым сервисом и простым калорийным питанием. Все равно это «Куршевель для инвалидов».

С утра пораньше те, кто побогаче, проходят процедуры (путевка на двоих с сопровождающим стоит 7800 рублей, курсовка на месте — 300 гривен), те, кто победнее, едут к озеру и сидят на берегу, обмазавшись целебными и страшно вонючими грязями. Но на сиесту и «дикари», и «культурные» отдыхающие собираются под огромным балконом санатория потусоваться. Желающие уединиться катаются по аллеям огромного парка. Здесь с лотков продают напитки намного дороже, чем в городе, совсем как на настоящих южнобережных курортах.

В голодные и нищие 90-е вся жизнь инвалидов в парке и протекала, поэтому в единственной тогда кафешке стульев не было. Сегодня в Саках несколько десятков ресторанов, оборудованных пандусами. Когда туда заезжает «позажигать» команда на колясках, официанты тут же убирают стулья. За соседними столиками гуляют отдыхающие из других санаториев: сакские грязи, похоже, лечат от всех болезней. ....

Cat
05.12.2007, 02:11
Местная достопримечательность — Борис Зурбань. Ему 47 лет, и на его счету уже три расторгнутых брака. Ради этого мужчины в растянутых спортивных штанах соглашались переехать в Саки жительницы столичных Москвы, Ташкента и Киева. Однако после нескольких лет совместной жизни уезжали. Борис Григорьевич утверждает, что сам был инициатором расставаний. «Году на шестом максимум люди начинают надоедать друг другу. А зачем так жить? Мы расходились по-хорошему».

Ему было 18, когда автокатастрофа разрушила не только его здоровье, но и перспективу получить профессию. Доучиваться на зубного техника не стал, а после того, как первый раз отдохнул по собесовской путевке в Саках, решил переехать в этот город насовсем: «Здесь я никому не в тягость». И так — уже почти 20 лет.

Первые годы, по собственному признанию, пил. А затем стал знакомиться с женщинами. Что их привлекало в безработном инвалиде? «Я показывал им другую духовную жизнь. Благодаря мне они приобщались к классической музыке, хорошей литературе», — рассказывает он мне в санаторской кафешке, не позволив заплатить за дорогущую минералку.

Сейчас Борис Григорьевич живет один и отрывается от чтения только затем, чтобы совершить моцион и пообщаться под «Бурдой». Но последние годы это общение приносит ему все меньше удовлетворения. «Инвалиды раньше были другими. Мы обсуждали книги, последние публикации в научных журналах. А нынешняя молодежь? Вся на наркотиках, и разговоры только о деньгах».

У Аганеза с братом собственная фирма строительных материалов, и он постоянно ездит по делам в Москву. А в Ереван не ездит, потому что в этом городе любимая женщина убила его сына. Это случилось, когда Аганез лежал в реанимации после аварии. «Если парень на третий день не очнется, он умрет», — сказали врачи. Аганез очнулся на четвертый. Жену к этому времени родственники уговорили сделать аборт — очень поздний. «Зачем тебе муж-инвалид и его ребенок? — спрашивали они. — Ты молодая, здоровая».

Аганез не простил предательства ни жене, ни, похоже, всем женщинам мира. «Нет, жениться не буду больше, зачем? В Саках у меня есть девушки, и не одна, но серьезных отношений не будет еще долго». Аганез иногда встает с коляски и ходит с палочкой. Врачи говорят: есть надежда, что он поправится.

Навсегда собирается перебраться в Саки и Людмила Маркова из Херсона. Судьба подсекла ее на взлете, точнее, на дороге в аэропорт. Людмила собиралась лететь в Испанию, чтобы выйти замуж.

После аварии была полгода в киевской клинике — от операции к операции. С испанским женихом порвала. (Гордость — еще одна «травма» инвалидов.) Несколько недель в Херсоне были ужасными. В сквере перед домом к женщине в коляске постоянно приставали с сердобольными разговорами типа: «А что, ножки у тебя совсем не ходят?». И тогда брат отправил ее в Саки. Здесь на ноги Людмилу ставили не врачи и массажисты, а штатный психолог. Полгода она учила несчастную женщину жить после катастрофы.

А потом появился Вася — водитель-дальнобойщик из Киева. «Он возил меня на процедуры, он проводил со мной все свободное время. Я доказала себе, что, даже будучи инвалидом, сохранила женскую привлекательность». Трудно поверить, что полгода эта женщина жила в жесточайшей депрессии.

Когда наблюдаешь инвалидскую тусовку под «Бурдой» со стороны, кажется, что собрались вместе представители какой-то иной цивилизации, красивые и веселые. И испытываешь облегчение, что ли, от того, что их не нужно жалеть. Это люди, мечтающие вернуться в мир здоровых, но не нуждающиеся в нашей ритуальной жалости. С ними сложно. С тремя героями этой публикации меня знакомила замотанная жарой и посетителями женщина-администратор. Попытки входить в контакт самостоятельно наталкивались на решительный отказ.

Они хотят жить с нами и боятся нашей жестокости. Они отвергают любую идею «резерваций» (специальных домов или городков) и страдают от отсутствия пандусов, лифтов, специальных туалетов и вагонов. Но даже когда мы, здоровые, построим все это, нам нужно будет решить еще одну проблему — перевоспитать себя. Как сделали это здоровые жители крымского «Куршевеля для инвалидов».
Янина Васьковская
Саки (http://www.novayagazeta.ru/data/?auth=1556&sb_a=1)

26.11.2007